Интерактивные технологии как средство работы с детьми, имеющими ТНР в системе инклюзивного образования.
МДОУ «Детский сад №22 п.Северный
Белгородского района Белгородской области»
Воспитатель ГКН: Калиманова Л.С.
Воспитатель ГКН: Фадеева Е.В.
В настоящее время в связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения детей с ТНР в детском саду, с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов традиционные подходы к развитию речи дошкольника претерпевают значительные изменения, как по форме, так и по содержанию. Новые подходы к организации работы с дошкольниками, имеющими ТНР, позволили изменить характер взаимодействия педагога с детьми.
Большое значение для коррекции речевых нарушений имеет создание речевой среды, обеспечивающей развитие способности детей взаимодействовать, активно вступать в контакт с окружающими взрослыми и сверстниками. И здесь, к нам в помощь приходит использование компьютерных технологий как один из источников мотивации.
Применение интерактивной деятельности как образовательного инструмента даёт возможность обучать детей, удерживать их внимание продолжительное время. Нетрадиционные занятия с использованием интерактивной игры строятся на принципах постоянной обратной связи, эмоционального отклика, активности, свободного пространства, обогащения личного опыта.
Все дети любят играть на компьютере, и возможность позаниматься на нём служит дополнительным стимулом для выполнения заданий. Компьютерные развивающие игры создают высокую мотивацию детей, поддерживают их активное восприятие занятий. Интерес к заданию при этом удерживается значительно дольше. Использование компьютера даёт ребенку с речевыми недостатками возможность в некоторой степени самостоятельно оценивать правильность выполнения задания, так как на мониторе он видит результат своих действий. Игры рассчитаны на развитие речи, памяти, внимания, кругозора, обучение чтению и счету, подготовку к школе, успешную учебу в начальных классах, увеличение разнообразия видов учебной деятельности.
Непрерывный поиск эффективных методов обучения приводит к широкому использованию интерактивных технологий. Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога, с чем-либо или кем-либо. Следовательно, как отмечает Е. В. Иванова интерактивное обучение – это, прежде всего, «диалоговое обучение, построенное на взаимодействии детей с учебным окружением, образовательной средой, которая служит областью осваиваемого опыта, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и воспитанника».
Интерактивные игры:
мотивируют познавательный интерес;
способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомления;
могут служить средствами развития речи и двигательных качеств;
развивают мелкую моторику, координацию;
развивают двигательную память;
повышают работоспособность головного мозга;
готовят руку к письму.
Интерактивные игры погружают в волшебный мир игры, позволяя не прятать свои эмоции, общаться с другими участниками игры вербально или невербально, играть различные роли, принимать самостоятельные решения.
Интерактивные игры способствуют ускорению темпа реакции и одновременно дают возможность выражать свои негативные и положительные эмоции.
Используя простые программы (Microsoft Office Power Point, Paint), можно создать мультфильм, игру, задания и упражнения с индивидуальными предпочтениями ребенка, с совместным участием родителей, так познавательный процесс будет проходить еще интереснее.
Существует несколько видов интерактивных игр для дошкольников:
− Развивающие игры: направлены на развитие познавательных способностей, эмоционального и нравственного развития, развития воображения.
В них нет четко выделенной дидактической задачи – они являются инструментами для творчества, самовыражения ребенка. К этому виду относятся разнообразные графические редакторы («раскрашки» и «рисовалки»), музыкальные редакторы, конструкторы сказок, работа с иллюстрациями и др.
− Обучающие игры: ребенку предлагается в игровой форме решить ту или иную дидактическую задачу. Сюда относятся игры на обучение родному языку, с эстетическим и нравственным воспитанием, с развитием речи и др.
− Логические игры: направлены на развитие логического мышления ребенка-дошкольника. К таким играм относятся головоломки с одной или несколькими задачами, которые должен решить ребенок.
− Игры-забавы: дают возможность ребенку в развлекательной форме полезно провести время. Здесь он может отправиться в увлекательное путешествие с любимым героем сказки или придумать дальнейшее развитие сюжета мультфильма.
Отличительной чертой интерактивных игр является то, что они могут использоваться во всех образовательных областях путем интеграции.
Интерактивные игры находят широкое применение в развитии всех компонентов устной речи детей старшего дошкольного возраста: грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм, формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.
Использование интерактивных приемов развития лексико-грамматической базы речи способствует:
развитию словаря (активизации и обогащению словаря;
формированию навыков описания предметов и особенностей их строения, называния действий, называния признаков по нескольким параметрам (форма, цвет, размер или внешний вид, окрас, повадки);
формированию грамматических представлений, формированию навыков словоизменения (освоение категорий числа, рода, падежа) и навыков словообразования (употребление уменьшительного суффикс, глагольных приставок, образование относительных и притяжательных прилагательных);
употребление предлогов;
составления предложений разной структуры с постепенным усложнением.
Демонстрация объемных изображений в движении и других двигающихся картинок удобный и эффективный способ предоставить информацию об окружающем пространстве, пространственных отношениях, что гораздо труднее сделать на картинном материале, так как плоское, статическое изображение на картинке не дает возможности ребенку точно соотнести выделенные признаки с его смысловым содержанием. Сочетание динамики, звука, красочного изображения, способствует значительному улучшению восприятия информации детьми дошкольного возраста.
Систематическое и целенаправленное внедрение в образовательный процесс специальных компьютерных программ позволяют развивать фонематические процессы, мелкую моторику, способствуют активизации у детей концентрации внимания, памяти, мышления, расширяют словарный запас и кругозор детей, увеличивают речевую активность, формируют навыки правильной речи.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат