Управление образования администрации города Минусинска
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад № 17 «Жемчужинка» комбинированного вида»
Работа над театрализованным представлением, как средство формирования позитивной социализации дошкольников.
С.Л. Романова
Воспитатель группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
2024 г.
Одним из приоритетов развития дошкольного образования являются индивидуализация образовательного процесса в дошкольной образовательной организации и актуализация воспитательного потенциала в системе дошкольного образования.
Основополагающим принципом индивидуализации образовательного процесса является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, возможностей его здоровья, и возможностей проявления инициативы в выборе и освоении образовательного содержания.
Актуализация воспитательного потенциала в системе дошкольного образования, дает нам ориентир на воспитание и формирование гармонично развитой личности и создания условий для позитивной социализации на основе базовых ценностей российского общества, к которым относятся ценности Родины, человека, семьи, дружбы, знания, здоровья, труда, природы, культуры и красоты; ценности сибирского характера.
В соответствии с ФГОС ДО для решения позитивной социализации детей должны создаваться благоприятные условия их развития в соответствии с их возрастными индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
В своей деятельности в течение 10 лет я использую театрализованную деятельность как средство позитивной социализации дошкольников, в частности, практику «Работа над театрализованным представлением, как средство формирования позитивной социализации дошкольников» в работе на общеобразовательных группах, а также комбинированных и группах компенсирующей направленности (с детьми с ОВЗ с ТНР, с ЗПР) с детьми разных возрастов (начиная с младшего дошкольного возраста).
Базовый принцип моей практики заключается в создании ситуации успеха для каждого ребенка при массовости участия в процессе подготовки представления. Привлекаются и включаются все дети группы, это становится неотъемлемой частью жизни в детском саду, значимым событием для детей. Этот фактор делает процесс социализации положительным в условиях группы детского образовательного учреждения.
Формирование позитивной социализации дошкольников посредством работы над театрализованным представлением достигается через решение следующих задач:
-формировать готовность детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться, совершать выбор, не нарушая интересов других детей в процессе выбора ролей в театрализованном представлении
- формировать умение правильно оценивать поступки свои и других, развивать социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, сопереживание, доброжелательное отношение к окружающим на примере оценивания поступков героев театрализованного представления;
- развивать коммуникативные навыки, навыки общения через развитие речи в процессе проигрывания ролей;
-развивать творческие способности детей как фактор проявления инициативы и самостоятельности в процессе обыгрывания ролей в театрализованном представлении;
- воспитание патриотических через нравственные стороны произведений для театрализованных представлений.
Практика реализуется в форме групповых занятий по работе над театрализованной постановкой 1 раз в неделю во второй половине дня, подгрупповая и индивидуальная работа реализуется в ходе режимных моментов в течение всего дня.
Обычно подготовка драматизации занимает от 1-1,5 мес.
Этапы подготовки театрализованного представления (драматизации, постановки, спектакля)) следующие:
1. Общегрупповая работа: ознакомление с драматизируемым произведением (чтение, смысловой разбор, повторное чтение, пересказ)
2. Распределение ролей: роль выбирается по желанию ребенка. Зачастую одну роль хотят играть несколько детей, в этом случае я поддерживаю детскую инициативу, особенно это характерно для младших дошкольников (у нас бывает по два зайчика, две лисички, три волчонка).Старшие дошкольники уже договариваются между собой по распределению ролей, могут поменяться ролями, поделить роль.
3. Индивидуальная работа: заучивание слов роли. На данном этапе включается работа по развитию речи: закрепление, активизация и обогащение словаря, развитие и совершенствование грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи, развитие связной речи, как диалогической, так и монологической форм.
Развитие речи положительно влияет на процесс социализации: ребенок легко говорит, у него достаточный словарный запас, развиваются навыки общения.
4. Подгрупповая работа: игры – этюды по действиям и персонажам-ролям произведения, танцевальные миниатюры. Мимические и двигательные упражнения согласно выбранным ролям. Согласование движений с текстом, музыкальным сопровождением. На данном этапе проявляется детское творчество: дети придумывают движения, характерные героям, сюжеты этюдов, выбирают музыкальное сопровождение (предоставляется несколько вариантов), придумывают танцевальные миниатюры (используются простые, доступные и хорошо знакомые движения, которые дети воспроизводят легко и самостоятельно), например в постановке «Глупый Мышонок» по мотивам произведения С.Я.Маршака, придумали танцевальные миниатюры «Утка с утенком» и «Курица с цыплятами».
5.Общегрупповая работа: репетиции и итоговый показ драматизации.
Дети очень ожидают итогового показа, поэтому на протяжении всей подготовки драматизации у детей сохраняется высокая мотивация к деятельности.
Приемы и игры, используемые в театрализованной деятельности:
- игры-имитации (например, для младшего дошкольного возраста, имитация неречевых шумов, сопоставимых с согласными и гласными звуками «Шум леса», «Вой ветра», «Пчелы», «Писк мышонка», «Плач малыша»),
- игры в кукольный театр (театр на фланелеграфе: «Заюшкина избушка» 2 варианта, «Колобок», «Курочка Ряба», «Рукавичка», «Гуси-Лебеди», «Маша и медведь», «Три медведя», «Репка», «Теремок» 3 варианта; пальчиковый театр: «Репка», «Теремок»(2 варианта кукол), «Животные», «Колобок», «Рукавичка»; настольные театры: «Колобок», «Теремок», «Волк и козлята», «Курочка Ряба», «Волк и Петух», «Кумушка-Лиса»; театр петрушек: «Кот и Лиса», «Зимовье зверей», «Колобок», «Лиса и Петух»);
- инсценировки стихов, мини – сценок (инсценировки по циклу «Игрушки» А.Л.Барто; инсценировки стихов разных детских писателей на городской конкурс чтецов «Звездный час»)
- сочинение небольших рассказов и сказок (приемы «А что, если», «Что надо сделать, чтобы», «Продолжи сказку», «Свойства наоборот», «Событийная цепочка»).
Мной разработаны рад приемов, позволяющие формировать социально-коммуникативные навыки в ходе работы на театрализованным представлением:
-прием «Рядом и вместе»- используется для привлечения стеснительных и робких детей, когда ребенок хочет, но один, самостоятельно пока не может проявить себя, при этом роли выбираются активно. Суть этого приема следующая: с активным ребенком в пару ставится робкий ребенок, он находится рядом и вместе, перенимая образцы поведения у товарища.
- прием «Хватит всем» -используется, если на одну роль заявляется несколько детей, соглашаюсь с детьми, «удваиваю-утраиваю» роль, или вводятся родственные персонажи к выбранной роли, например, к Маме-мышке водится Папа-Мышка и мышата, к Лошадке вводится в виде танцевальной миниатюры еще 4 лошадки.
- прием «Помогаем и выручаем» - используется, если ребенок, играющий роль отсутствует, или не хочет в данный момент играть, детям задается вопрос «Ребята, кто хочет помочь?» Данный прием решает задачу воспитания желания помочь и выручить друга, проявление сочувствия, понимания ситуации другого человека.
- прием «Все в наших руках» - используется для совместного создания воспитателем и детьми сценариев представлений. Ход представления вариативен на протяжении всей работы над драматизацией. Дети и воспитатель выступают здесь в роли равноправных партнеров по внесению предложений и изменений в действия представления по создающейся ситуации.
В рамках реализации практики создается ситуация успеха для ребенка во всех видах детской деятельности, которые используются в ходе подготовки театрализованного представления: игровой, коммуникативной, музыкально-художественной, что позволяет свободно проявлять инициативу и самостоятельность в выборе деятельности.
- дети готовы к совместной деятельности, могут договариваться, совершать выбор, не нарушая интересов других детей;
- могут правильно оценивать поступки свои и других, становятся эмоционально отзывчивыми, могут сопереживать, помогают взрослому и сверстникам;
- могут свободно общаться, высказывать свое мнение, отстаивать и обосновывать свою позицию и выбор, проявляют инициативу;
-исполняют нормы и ценности, принятые в обществе, сформирован положительный образ Я.
Список используемой литературы:
1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.//М,1991 г.
2. Губанова Н.ф. Игровая деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 2-7 лет.// Мозаика-Синтез
3. Дворкина Н.В., Евдокимова Е.С. Семейный театр в детском саду. Совместная деятельность педагогов, родителей и детей.//Мозаика-Синтез.
4. Карамоненко Т.Н. Кукольный театр в детском саду.//М:Госиздат,1955 г.
5. Концепция развития образования Красноярского края до 2025 г.//Краснояск, 2022 г.
6. Мигунова Е.В . Организация театрализованной деятельности в детском саду.//Великий Новгород,2006 г.
7. Соловьева Н.С. Театр кукол для детей.//М, Всероссийское театральное общество,1995 г.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155) с изменениями и дополнениями.
9. Чистякова М.И. Психогимнастика.//М,1990 г.
10. Щетинин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5-6 лет.//Мозаика-Синтез.
11. Эльконин Д.Б. Психология игры.//М, Вопросы психологии,1966 г.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат