РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Кривда Инна Сергеевна, учитель биологии, истории и обществознания
ГБОУ Херсонской области «Сивашская школа №2 Новотроицкого муниципального округа»
Аннотация. В статье рассматриваются методы и приемы развития функциональной грамотности на уроках биологии. Особое внимание уделяется практическим примерам и их применению в образовательном процессе. Описаны способы интеграции междисциплинарного подхода для повышения уровня понимания учащимися биологических процессов и явлений.
Ключевые слова: функциональная грамотность, уроки биологии, методы обучения, междисциплинарный подход, образовательный процесс.
Современная образовательная система все чаще акцентирует внимание на развитии функциональной грамотности учащихся. Функциональная грамотность подразумевает способность эффективно использовать знания и навыки в реальных жизненных ситуациях. В контексте биологии это означает не только запоминание фактов и терминов, но и умение применять полученные знания на практике, анализировать информацию и делать обоснованные выводы.
Психолог и педагог А. Н. Леонтьев дал следующее определение функциональной грамотности: «Функциональная грамотность – способность использовать знания, умения, способы в действии при решении широкого круга задач – обнаруживает себя за пределами учебных ситуаций, в задачах, не похожих на те, где эти знания, умения, способы приобретались».
У понятия «функциональная грамотность» есть своя большая история, принято считать, что это понятие было введено ЮНЕСКО в 1957 году. Конец шестидесятых, начало семидесятых годов прошлого века – время активных заявлений, экспертных суждений о том, что школа дает образование невостребованное в жизни. И как раз в это время начинают складываться первые идеи компетентностного подхода в образовании. Толчком к этому послужила общемировая потребность перевести образование в практическое русло, сделать знания и навыки, получаемые школьниками в процессе учебы, ресурсом для их последующей активной социализации.
Реализация требований ФГОС предполагает дополнение содержания школьного образования спектром компонентов функциональной грамотности и освоение способов их интеграции.
Письмом Минпросвещения РФ от 13.01.2023 г. № 03-49 были направлены для использования «Методические рекомендации по системе оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения программ начального общего, основного общего и среднего общего образования».
В Методических рекомендациях определённо, что функциональная грамотность как интегральная характеристика образовательных достижений обучающихся в процессе освоения требований ФГОС общего образования проявляется в способности использовать (переносить) освоенные в учебном процессе знания, умения, отношения и ценности для решения внеучебных задач, приближенных к реалиям современной жизни.
Развитие функциональной грамотности на уроках биологии требует использования разнообразных методов и приемов, которые стимулируют активное участие учащихся в учебном процессе. Одним из таких методов является проблемное обучение. Проблемные задачи, основанные на реальных биологических явлениях, позволяют учащимся развивать критическое мышление и умение решать практические задачи. Например, при изучении экосистем можно предложить учащимся проанализировать влияние различных факторов на состояние конкретной экосистемы и разработать план ее защиты. Такое задание не только углубляет знания в области экологии, но и развивает навыки анализа и синтеза информации.
Еще одним эффективным методом является проектная деятельность. В ходе выполнения проектов учащиеся могут глубже изучить конкретные биологические вопросы и применить свои знания на практике. Например, можно организовать проект по изучению местной флоры и фауны, в рамках которого учащиеся будут проводить исследования, собирать данные и представлять свои результаты в виде научных отчетов и презентаций. Такой подход способствует развитию исследовательских навыков и умению работать с информацией, а также развивает навыки сотрудничества и коммуникации.
Использование междисциплинарного подхода также играет важную роль в развитии функциональной грамотности. На уроках биологии можно интегрировать знания из других предметов, таких как химия, физика и математика. Например, изучая фотосинтез, можно рассмотреть химические реакции, лежащие в его основе, и использовать математические модели для описания процессов преобразования энергии. Это позволяет учащимся видеть связи между различными областями знаний и применять комплексный подход к изучению биологических явлений. Такой подход не только расширяет кругозор учащихся, но и укрепляет их понимание основополагающих принципов науки.
Практическая направленность уроков биологии является еще одним важным аспектом. Лабораторные работы и эксперименты позволяют учащимся непосредственно взаимодействовать с объектами изучения, наблюдать за биологическими процессами и делать собственные выводы. Например, в рамках изучения клеточного дыхания можно провести эксперимент по измерению выделения углекислого газа растениями в различных условиях. Это не только помогает лучше понять теоретический материал, но и развивает навыки проведения научных исследований. Практические занятия также способствуют развитию навыков планирования и организации, так как учащиеся учатся самостоятельно проводить эксперименты, фиксировать результаты и анализировать полученные данные.
Для повышения уровня функциональной грамотности также важно активно использовать информационные технологии. Современные образовательные платформы и цифровые ресурсы позволяют организовать интерактивное обучение, предоставлять доступ к актуальной научной информации и проводить виртуальные эксперименты. Например, используя виртуальные лаборатории, учащиеся могут исследовать микроскопические объекты и проводить эксперименты, которые невозможно реализовать в школьных условиях. Виртуальные лаборатории и симуляции позволяют моделировать сложные биологические процессы и наблюдать за ними в реальном времени, что значительно обогащает учебный процесс.
Одним из ключевых факторов успешного развития функциональной грамотности является мотивация учащихся. Для этого необходимо создавать условия, в которых каждый ученик будет чувствовать себя вовлеченным в учебный процесс и понимать его значимость. Использование разнообразных форм и методов обучения, а также предоставление возможности для самостоятельного выбора тем и заданий, способствует повышению интереса к предмету и активному участию в образовательном процессе. Например, можно предложить учащимся самостоятельно выбрать тему для исследования или проектной работы, что повысит их ответственность за процесс обучения и результаты.
Значительное внимание следует уделить индивидуализации обучения. Каждый ученик обладает уникальными способностями и интересами, поэтому важно учитывать эти особенности при планировании и проведении уроков. Индивидуальные задания, адаптированные под уровень подготовки и интересы учащихся, способствуют более глубокому усвоению материала и развитию функциональной грамотности. Например, можно предложить учащимся выбрать для изучения биологические процессы, которые непосредственно связаны с их повседневной жизнью, такие как питание, здоровье или окружающая среда.
Также стоит отметить важность внеурочной деятельности. Участие в научных кружках, олимпиадах и конкурсах по биологии позволяет учащимся углубить свои знания, развить исследовательские навыки и применить их в нестандартных ситуациях. Внеурочная деятельность стимулирует интерес к предмету и мотивирует учащихся к самостоятельному изучению биологии.
Необходимо также учитывать роль родителей и общества в развитии функциональной грамотности. Сотрудничество с родителями, проведение совместных мероприятий и экскурсий, а также информирование о значимости биологического образования помогают создать благоприятную образовательную среду.
Для эффективного развития функциональной грамотности важно также обратить внимание на формирование у учащихся навыков самообразования. Современный мир требует от человека постоянного обновления знаний и навыков, поэтому умение самостоятельно учиться становится ключевым фактором успешной адаптации к изменениям. На уроках биологии можно проводить занятия, направленные на развитие умений искать, анализировать и критически оценивать информацию. Например, можно предложить учащимся провести самостоятельное исследование на заданную тему и представить свои результаты в виде реферата или презентации.
Еще одним важным аспектом является развитие навыков сотрудничества и коммуникации. На уроках биологии можно организовать групповые проекты, в ходе которых учащиеся будут учиться работать в команде, распределять обязанности и договариваться о решении поставленных задач. Это способствует не только развитию функциональной грамотности, но и формированию социально значимых компетенций.
Таким образом, развитие функциональной грамотности на уроках биологии требует комплексного подхода, включающего использование проблемного обучения, проектной деятельности, междисциплинарного подхода, практических занятий и информационных технологий. Только интеграция этих методов позволяет создать условия для эффективного усвоения знаний и их применения на практике, что является основой для формирования функционально грамотного и компетентного поколения. Важно понимать, что развитие функциональной грамотности – это долгосрочный процесс, требующий постоянного совершенствования методов обучения и адаптации к новым образовательным вызовам. Учителя биологии должны быть готовы к постоянному самообразованию и освоению новых педагогических технологий, чтобы соответствовать современным требованиям и эффективно способствовать развитию функциональной грамотности у своих учащихся. Инновационные подходы и использование передового опыта коллег помогут создать эффективную образовательную среду, в которой каждый ученик сможет развить свои способности и применить полученные знания в реальной жизни.
Список литературы
Биканова
Н.В. Функциональная грамотность учащихся на уроках биологии: развиваем практические навыки. Из опыта работы.
Методические рекомендации по организации лабораторного практикума при реализации обновлённых ФГОС 3.0 /
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Центр развития образования города Дубны Московской области», 2022 г., 26 с.
Кучман
, Ю.
С. Формирование функциональной грам
отности на уроках биологии / Ю.
С.
Кучман
. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 50 (497). — С. 89-91.
Преподавание естественно-научных предметов в условиях обновления содержания общего образования: методическое пособие / [
Пентин
А. Ю., Заграничная Н. А., Никишова Е. А. и др.]; под ред. А. Ю.
Пентина
. — М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО». 2021. — 184 с.
Суханова А. А.
Эффективность формирования функциональной грамотности на уроках биологии
/ А. А.
Суханова — Текст: непосредственный
//
Международный научный журнал «ВЕСТНИК НАУКИ». — 2023. — № 6 (63). — С. 340
-
346
.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат