Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Формирование функциональной грамотности на уроках химии. Работа №67016

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Формирование функциональной грамотности на уроках химии
Работа:

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ХИМИИ

 

Черипко Елена Александровна, учитель химии

ГБОУ «Урзуфская школа Мангушского м» Донецкой Народной Республики

 

Аннотация. Статья рассматривает методы формирования функциональной грамотности на уроках химии. Описываются основные подходы и методы, способствующие развитию у учащихся способности применять химические знания в реальных жизненных ситуациях.

Ключевые слова: функциональная грамотность, уроки химии, образовательный процесс, педагогические методы.

 

Формирование функциональной грамотности является одной из ключевых задач современного образования. Функциональная грамотность предполагает способность учащихся применять полученные знания и навыки для решения практических задач в повседневной жизни. В контексте уроков химии это означает умение учащихся использовать химические знания для понимания и решения реальных проблем. Рассмотрим основные методы и подходы, способствующие формированию функциональной грамотности на уроках химии, и предложим рекомендации для педагогов.

Одним из эффективных методов формирования функциональной грамотности является проблемное обучение. Педагоги могут предлагать учащимся реальные проблемы, требующие применения химических знаний для их решения. Например, можно предложить учащимся исследовать проблему загрязнения воды и предложить методы её очистки. Это стимулирует учащихся к применению теоретических знаний на практике и развивает навыки критического мышления и анализа.

Проектное обучение также играет важную роль в формировании функциональной грамотности. Учащиеся могут работать над проектами, связанными с реальными химическими проблемами и их решениями. Например, можно предложить учащимся разработать проект по созданию экологически чистых моющих средств или изучению состава продуктов питания. Проектная деятельность помогает учащимся развивать исследовательские навыки, учиться планировать и организовывать свою работу, а также представлять результаты своей деятельности.

Использование экспериментальных задач и практических работ способствует формированию функциональной грамотности, поскольку позволяет учащимся непосредственно применять химические знания на практике. Педагоги могут организовывать лабораторные работы, в ходе которых учащиеся будут проводить эксперименты, анализировать результаты и делать выводы. Например, можно провести лабораторную работу по определению состава воды из различных источников и анализу её качества. Это помогает учащимся развивать навыки проведения экспериментов и анализа данных.

Интеграция химии с другими предметами и межпредметные связи также способствуют формированию функциональной грамотности. Педагоги могут использовать межпредметные проекты и задания, которые требуют применения знаний из разных областей. Например, проект по изучению воздействия химических веществ на здоровье человека может включать элементы биологии, экологии и медицины. Это помогает учащимся понимать взаимосвязь между различными научными дисциплинами и применять комплексные знания для решения реальных проблем.

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) предоставляет дополнительные возможности для формирования функциональной грамотности. Педагоги могут использовать цифровые ресурсы, такие как интерактивные учебники, виртуальные лаборатории, образовательные платформы и мультимедийные презентации. Например, использование виртуальной лаборатории позволяет учащимся проводить эксперименты, которые трудно или невозможно выполнить в реальных условиях, а интерактивные задания помогают лучше понять и запомнить учебный материал.

Организация дискуссий и дебатов на уроках химии способствует развитию навыков аргументации и критического мышления, что является важным элементом функциональной грамотности. Педагоги могут организовывать обсуждения по актуальным химическим проблемам, таким как использование пластика, ядерная энергия или генно-модифицированные продукты. Учащиеся будут учиться формулировать и отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и контраргументы, анализировать различные точки зрения.

Для успешного формирования функциональной грамотности важно использовать разнообразные методы оценки и рефлексии. Педагоги могут проводить самооценку и взаимную оценку работ учащихся, предлагать им анализировать свои ошибки и успехи, формулировать выводы и рекомендации для дальнейшей работы. Например, после проведения эксперимента можно предложить учащимся заполнить рефлексивный лист, где они опишут, что удалось и что вызвало трудности, а также предложат способы улучшения своей работы.

Таким образом, можно утверждать, что формирование функциональной грамотности на уроках химии требует использования разнообразных методов и подходов, включая проблемное и проектное обучение, экспериментальные задачи, межпредметные связи, использование ИКТ, дискуссии и дебаты, а также методы оценки и рефлексии.


Список литературы

Алексашина

,

И. Ю. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся: Учебно-методическое пособие / И. Ю. Алексашина, О. А. Абдулаева, Ю. П. Киселев; науч. ред. И. Ю. Алексашина. — СПб.: КАРО, 2019. — 160 с.

Веселова, Л. А. Активизация функциональной грамотности учащихся на уроках химии / Л. А. Веселова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 48 (495). — С. 155-157.

Пичугина, Галина Васильевна. Ситуационные задания по химии. 8-11 классы [Текст] / Г. В. Пичугина. - Москва: ВАКО, 2014. – 142 с.

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×