Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Развитие метапредметных результатов обучающихся на уроках истории. Работа №67038

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Развитие метапредметных результатов обучающихся на уроках истории
Работа:

РАЗВИТИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

 

Высоких Людмила Петровна, учитель истории и обществознания

МБОУ г. Иркутска школа-интернат № 13

 

Аннотация. Статья посвящена развитию метапредметных результатов обучающихся на уроках истории. Рассматриваются основные подходы и методы, способствующие формированию у учащихся универсальных учебных действий, таких как критическое мышление, коммуникативные навыки и способность к самообразованию.

Ключевые слова: метапредметные результаты, уроки истории, образовательный процесс, универсальные учебные действия, педагогические методы.

 

Метапредметные результаты представляют собой универсальные учебные действия (УУД), которые выходят за рамки конкретного предмета и способствуют общему развитию учащихся. Развитие этих навыков на уроках истории играет важную роль в формировании у школьников способности к критическому мышлению, коммуникативным навыкам и самообразованию.

Одним из ключевых методов развития метапредметных результатов является использование проблемного обучения. Педагоги могут ставить перед учащимися задачи, требующие анализа исторических событий, поиска причин и следствий, оценки различных точек зрения. Например, можно предложить учащимся исследовать причины и последствия Великой французской революции, обсуждая различные интерпретации историков и формируя собственное мнение. Проблемное обучение развивает критическое мышление и аналитические способности учащихся.

Проектная деятельность является еще одним эффективным методом. Учащиеся могут работать над проектами, связанными с изучением конкретных исторических периодов или личностей, анализируя их влияние на современность и представляя результаты своих исследований. Например, проект по теме "Жизнь и деятельность Петра I" может включать подготовку докладов, презентаций и выставок, а также создание исторических реконструкций. Проектная деятельность помогает развивать исследовательские навыки, креативность и умение работать в команде.

Интерактивные методы обучения, такие как дискуссии, дебаты и ролевые игры, способствуют активному вовлечению учащихся в учебный процесс и развитию их коммуникативных навыков. Эти методы помогают учащимся формулировать и отстаивать свои мнения, анализировать различные точки зрения и принимать обоснованные решения. Например, проведение дебатов на тему "Влияние монархии на развитие государства" позволяет учащимся анализировать положительные и отрицательные стороны монархического правления и формулировать свои позиции. Интерактивные методы развивают у учащихся умение аргументированно выражать свои мысли и слушать других.

Использование кейс-методов предполагает анализ конкретных ситуаций или событий, требующих принятия решений. Учащиеся изучают описания случаев, анализируют информацию, формулируют гипотезы и предлагают решения. Например, анализ кейсов, связанных с дипломатическими конфликтами, помогает учащимся понять причины этих конфликтов, оценить действия участников и предложить возможные пути их разрешения. Кейс-методы развивают у учащихся аналитические и практические навыки.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) предоставляют дополнительные возможности для развития метапредметных результатов. Педагоги могут использовать цифровые ресурсы, такие как онлайн-архивы, виртуальные экскурсии, интерактивные карты и образовательные платформы, чтобы сделать процесс обучения более наглядным и интерактивным. Например, использование виртуальных экскурсий по историческим музеям помогает учащимся лучше понять исторические события и их контекст. ИКТ способствуют развитию у учащихся навыков работы с информацией и её критического анализа.

Межпредметные связи помогают учащимся формировать целостное представление о мире и применять знания из разных областей для решения комплексных проблем. Интеграция истории с другими предметами, такими как литература, география, искусство и обществознание, способствует более глубокому пониманию исторических процессов и их влияния на современность. Например, изучение произведений художественной литературы, отражающих исторические события, помогает учащимся лучше понять и запомнить исторический контекст. Межпредметные связи способствуют формированию у учащихся целостного представления о мире и повышению интереса к истории.

Для успешного развития метапредметных результатов важно использовать разнообразные методы оценки и рефлексии. Педагоги могут проводить самооценку и взаимную оценку работ учащихся, предлагать им анализировать свои ошибки и успехи, формулировать выводы и рекомендации для дальнейшей работы. Например, после выполнения проектной работы можно предложить учащимся заполнить рефлексивный лист, где они опишут, что удалось, что вызвало трудности и как можно улучшить свою работу в будущем. Оценка и рефлексия помогают учащимся осознавать свои достижения и направления для развития.

Таким образом, можно утверждать, что развитие метапредметных результатов на уроках истории требует использования разнообразных методов и подходов, включая проблемное обучение, проектную деятельность, кейс-методы, интерактивные методы, использование ИКТ и межпредметные связи.

 

Список литературы

Алексашкина, Л.Н. История. Планируемые результаты. Система заданий. 5-9 классы [Текст]: пособие для учителей общеобразовательных

организаций / Л. Н. Алексашкина, Н. И. Ворожейкина; под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. - Москва: Просвещение, 2014. - 124

– 124

с.

Галян

С.В.

Метапредметный подход в обучении школьников: Методические рекомендации для педагогов

общеобразовательных школ/Авт.-

сост. С.В.

 

Галян

– Сургут: РИО

СурГПУ

, 2014 – 64

с.

Сборник метапредметных заданий: история, обществознание, география.  5-9 классы. ФГОС/Э.М.

Амбарцумова

, Е.А.

Гевуркова

, С.Е.

 

Дюкова [и др.]; сост. и ред. А.Ю.

Л

азебникова

, И.Ю. Синельников. – 

Москва: Экзамен, Институт стратегии развития образования

РАО, 2018. – 

191 с.

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×