Формирование навыка смыслового чтения через использование разнообразных приёмов работы с текстом на уроках литературного чтения в начальной школе
Степенко Г. Н., учитель начальных классов
МБОУ «Ровеньская сош №2» п. Ровеньки Белгородской области
Читать и не понимать – то же, что не читать.
(Я. А. Коменский)
«Литературное чтение» - один из основных предметов в обучении младших школьников. Его изучение обеспечивает достижение выпускниками начальной школы целого ряда личностных, метапредметных и предметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Одним из метапредметных результатов является «овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной форме».
В период обучения грамоте, который предшествует изучению предмета «Литературное чтение» как систематического курса, учащиеся должны прежде всего овладеть так называемой технической стороной чтения, которая предполагает оптическое восприятие и воспроизведение звуковой оболочки слова, речевые движения, то есть декодирование слов, текстов и перевод их в устно-речевую форму. Однако, в этот период посредством словарной работы уже следует уделять внимание и смысловой стороне чтения, которая включает в себя понимание значения и смысла отдельных слов и целого высказывания.
После перехода к изучению предмета «Литературное чтение» как систематического курса умение школьников читать не должно сводиться лишь к овладению техникой чтения. Необходимо начинать формирование навыка смыслового чтения.
Смысловое чтение включает в себя умение осмысливать цели и задачи чтения, умение находить и извлекать информацию из различных текстов, умение работать с художественными, научно-популярными, официальными текстами, умение понимать и адекватно оценивать информацию из текста. Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста.
Приёмов работы с текстом, направленных на усвоение и осмысление содержания прочитанного очень много. Необходимо их использовать на разных этапах работы с текстом как отдельно, так и в комплексе, по-разному сочетая друг с другом. При этом нельзя забывать и о приёмах, способствующих совершенствованию техники чтения.
На этапе проверки первичного восприятия текста учащимися задача учителя установить степень понимания ими общего смысла произведения. Считаем, что самый удобный прием для этого – беседа, в ходе которой задаётся не более 3-4 вопросов, не затрагивающих подтекст произведения. Например:
Понравилось ли вам произведение?
Что особенно понравилось?
Когда было страшно?
Что вызвало ваш смех?
Когда героя было жалко?
А было ли стыдно вам за главного героя?
Ответы должны показать учителю качество восприятия произведения детьми и быть ориентиром при анализе произведения.
Более глубокое проникновение в смысл произведения происходит на этапах вторичного чтения и анализа текста. Одним из самых простых, эффективных и часто используемых приёмов на этих этапах является приём - постановка вопросов к прочитанной части. Вопросы помогают детям уяснить факты произведения, осмыслить их с точки зрения идейной направленности произведения, т.е. понять причинно-следственные связи, осознать позицию автора, а также выработать собственное отношение к читаемому. Сначала такая работа ведётся под руководством учителя, а на более поздних сроках (3- 4 класс) можно вводить самостоятельную работу учащихся по постановке вопросов к тексту, применяя такие приёмы как:
- Приём «Чтение с остановками». Учитель предлагает работать с текстом в следующем ключе: "Мы будем читать текст с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы». Вопросы могут быть направлены на проверку понимания, а так же на прогноз содержания следующего отрывка.
- Приём «Чтение в кружок». Дети работают в малой группе или в паре, по очереди читают текст, слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.
- Приём «тонкие» и «толстые» вопросы. «Тонкие» вопросы требуют простого, односложного ответа, а «толстые» вопросы -подробного, развёрнутого ответа. После изучения текста учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем дети опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.
«Тонкие» вопросы
«Толстые» вопросы
Кто..? Что…? Когда…?
Объясните почему….?
Может…? Мог ли…?
Почему вы думаете….?
Было ли…? Будет ли…?
Предположите, что будет если…?
Согласны ли вы…?
В чём различие…?
Верно ли…?
Почему вы считаете….?
Умение задавать вопросы способствует формированию умения делить текст на части, составлять план текста.
Осмыслению прочитанного, развитию умения сравнивать, противопоставлять, интерпретировать полученную информацию способствуют такие приёмы как:
- Приём «Верные и неверные утверждения». Перед началом работы с текстом учащимся предлагается ряд высказываний, правильность которых надо установить. Затем дети читают текст, после прочтения возвращаются к данным утверждениям и оценивают их достоверность.
- Приём «Лови ошибку». Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки. Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Учитель предлагает изучить новый материал, после чего вернуться к тексту задания и исправить те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.
-Приём «Восстанови текст». Каждый учащийся получает предложения, которые надо расположить в правильном порядке. Затем все участники занятия общаются, рассказывая содержание своего отрывка, и восстанавливают логическую последовательность всего текста.
- Приём «Синквейн». Учитель предлагает написать синквейн по ключевому слову прочитанного текста. Синквейн – это «белый» стих, слоган из пяти строк, в котором синтезирована основная информация.
Структура синквейна:
Существительное (тема)
Два прилагательных (описание)
Три глагола (действие)
Фраза из четырёх слов (описание)
Существительное (перефразировка темы)
Выше перечисленные приёмы помогают ученикам глубоко вникнуть в смысл текста, правильно выделить и понять его главную мысль, понять авторскую и дать собственную оценку событиям и героям. В следствии этого учащиеся могут и выразительно прочитать текст, и сделать его пересказ, и целесообразно воспользоваться полученной информацией в какой – либо ситуации вне рамок урока.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат