Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Системно-деятельностный подход в преподавании русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС . Работа №67057

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Системно-деятельностный подход в преподавании русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС
Работа:

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Загоруйко Инна Александровна, учитель русского языка и литературы

ГБОУ «СШ 2 г. о. Макеевки» ДНР

 

Аннотация. Статья посвящена раскрытию роли и преимуществ системно-деятельностного подхода в преподавании русского языка и литературы в контексте реализации требований ФГОС.

Ключевые слова: системно-деятельностный подход, русский язык, литература, ФГОС, коммуникативная компетенция, критическое мышление, творческое мышление, мотивация к обучению.

 

Системно-деятельностный подход в образовании становится все более актуальным в современном мире, особенно при реализации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). В контексте преподавания русского языка и литературы данный подход приобретает особую важность, поскольку он позволяет создать условия для развития учащихся как личности, способной к саморазвитию и творческому мышлению. Именно системно-деятельностный подход позволяет формировать у школьников навыки не только эффективного использования языка, но и анализа художественных текстов, развивая критическое мышление и творческий потенциал. Постоянное взаимодействие учителя и ученика на основе диалога, сотрудничества и самостоятельной деятельности способствует более полному усвоению учебного материала и развитию ключевых компетенций, необходимых для успешной жизни в современном обществе.

Основные принципы системно-деятельностного подхода в образовании направлены на создание условий для активного участия учащихся в обучении. Главными компонентами данного подхода являются активное взаимодействие учителя и ученика, ориентация на жизненный и образовательный опыт обучающихся, а также использование прикладных задач и ситуаций из реального мира. Важными аспектами являются также индивидуальный подход к каждому учащемуся, учет их потребностей и интересов, а также постоянная обратная связь и рефлексия. Системно-деятельностный подход способствует развитию творческого мышления, критического мышления и самостоятельности учащихся, что важно для их успешной адаптации к современному обществу и реализации ФГОС.

Роль русского языка и литературы в ФГОС несомненно важна для формирования личности учащегося и его культурного развития. Системно-деятельностный подход акцентирует внимание на учебной деятельности учащихся, позволяя им активно взаимодействовать с учебным материалом. В контексте ФГОС это подразумевает интеграцию знаний из различных областей, активное применение полученной информации на практике и развитие критического мышления. Преподавание русского языка и литературы по системно-деятельностному подходу способствует формированию у учащихся комплексного взгляда на язык и культуру, помогает развивать у них языковые и коммуникативные навыки, а также способствует развитию литературного вкуса и эстетического восприятия. В целом, данный подход позволяет сделать обучение русскому языку и литературе более эффективным, интересным и познавательным для учащихся на основе современных образовательных стандартов.

Методы и приемы преподавания русского языка с использованием системно-деятельностного подхода имеют целью активизацию учащихся в процессе обучения. Одним из ключевых методов является формирование у учащихся коммуникативной компетенции через решение разнообразных языковых задач и ситуаций, подразумевающих активное взаимодействие и общение. Также широко используется метод проектной деятельности, который способствует развитию творческого мышления и самостоятельности учащихся. Кроме того, для эффективной реализации системно-деятельностного подхода часто используется технологическое сопровождение учебного процесса, например, включение современных онлайн-ресурсов и интерактивных учебных платформ. Все эти методы и приемы направлены на создание условий для активной и познавательной учебной деятельности, стимулирующей интерес и мотивацию учащихся к изучению русского языка и литературы в рамках ФГОС.

Интеграция литературы в учебный процесс является важным элементом преподавания русского языка и литературы в рамках реализации ФГОС. Системно-деятельностный подход, основанный на принципе взаимосвязи языкового и литературного образования, способствует развитию у учащихся коммуникативных, познавательных и творческих навыков. В процессе изучения русской литературы, акцент делается на анализе и интерпретации текстов, формировании умения работать с литературными источниками. Особое внимание уделяется участию учащихся в творческих проектах, интегрирующих элементы литературы, искусства, мультимедиа и технологий. Это стимулирует творческое мышление, способность к критическому анализу и самостоятельной рефлексии. В рамках уроков русского языка и литературы учащиеся могут создавать собственные произведения, проводить исследования, участвовать в дискуссиях и презентациях. Интеграция литературы с другими предметами также играет важную роль в формировании у учащихся комплексного представления о мире и расширении кругозора. Например, при изучении истории учащиеся могут анализировать литературу, отображающую периоды или события, рассматриваемые в учебном материале.

 

Таким образом, системно-деятельностный подход оказывает значительное влияние на процесс преподавания русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС. Он предоставляет возможности для развития у учащихся не только знаний и навыков в этих предметах, но и умений применять полученную информацию на практике. Систематизация и структурирование учебного материала позволяют создать оптимальные условия для усвоения знаний и развития критического мышления. Кроме того, подход активно использует методы практической деятельности, что способствует формированию коммуникативной компетенции у учащихся, а также развитию их творческого потенциала. Все это содействует повышению качества образования и эффективности обучения.

 

Список литературы

Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 – №4.

Петерсон Л.Г.,

Кубышева

М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – М., 2006.

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×