Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредствам опытно-экспериментальной деятельности. Работа №67067

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредствам опытно-экспериментальной деятельности
Работа:

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВАМ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Шац Инна Анатольевна, воспитатель

ГБУ ДОО ЗО «Детский сад 43 «Солнышко» г. Мелитополь

 

Аннотация. Статья посвящена развитию познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности. Описываются основные методы и подходы, способствующие активному вовлечению детей в процесс познания через эксперименты и исследования. Представлены практические рекомендации для воспитателей по организации опытно-экспериментальной деятельности в дошкольных учреждениях.

Ключевые слова: познавательная активность, дошкольный возраст, опытно-экспериментальная деятельность, образовательный процесс, развитие детей.

 

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста является одной из ключевых задач дошкольного образования. Познавательная активность предполагает стремление ребенка к познанию окружающего мира, желание экспериментировать, исследовать и узнавать новое. Одним из наиболее эффективных методов развития познавательной активности является опытно-экспериментальная деятельность, которая позволяет детям самостоятельно проводить эксперименты, делать выводы и открывать для себя новые знания.

Опытно-экспериментальная деятельность включает в себя проведение различных экспериментов и наблюдений, которые стимулируют познавательную активность детей. Воспитатели могут организовывать простые и интересные эксперименты, которые помогут детям лучше понять окружающий мир. Например, эксперимент по изучению свойств воды может включать наблюдение за изменениями состояния воды при нагревании и замораживании, исследование плавучести различных предметов и изучение растворимости веществ в воде. Такие эксперименты не только развивают познавательную активность, но и способствуют формированию у детей научного мышления.

Важным элементом опытно-экспериментальной деятельности является создание условий для самостоятельной работы детей. Воспитатели должны предоставлять детям возможность самостоятельно выбирать объекты для наблюдения и экспериментов, планировать и проводить исследования, делать выводы и представлять результаты своей работы. Например, дети могут самостоятельно выбрать растения для выращивания в классе, наблюдать за их ростом и развитием, фиксировать результаты и делать выводы о влиянии различных факторов на рост растений. Это помогает развивать у детей навыки самостоятельной работы, ответственности и критического мышления.

Использование интерактивных методов и средств обучения также способствует развитию познавательной активности. Воспитатели могут использовать различные интерактивные игры, мультимедийные презентации и образовательные приложения, которые делают процесс обучения более увлекательным и познавательным. Например, использование интерактивных игр по теме "Животные и их среда обитания" позволяет детям узнать много нового о животных, их привычках и условиях жизни через игры и мультимедийные материалы. Интерактивные методы обучения помогают поддерживать интерес детей к познанию и делают процесс обучения более разнообразным и увлекательным.

Организация экскурсий и походов является еще одним эффективным методом опытно-экспериментальной деятельности. Экскурсии в парки, музеи, ботанические сады и зоопарки позволяют детям непосредственно наблюдать за природными объектами и явлениями, проводить исследования и делать открытия. Например, экскурсия в ботанический сад может включать изучение различных видов растений, наблюдение за их особенностями и проведение простых экспериментов по изучению влияния света и воды на рост растений. Такие мероприятия способствуют расширению кругозора детей и формированию у них интереса к окружающему миру.

Проектная деятельность также играет важную роль в развитии познавательной активности. Воспитатели могут организовывать проекты, в рамках которых дети будут проводить исследования, экспериментировать и представлять результаты своей работы. Например, проект "Мир насекомых" может включать изучение различных видов насекомых, их особенностей и условий жизни, наблюдение за насекомыми в природе и проведение экспериментов по изучению их поведения. Проектная деятельность помогает развивать у детей исследовательские навыки, умение работать в команде и представлять результаты своей работы.

Для успешной организации опытно-экспериментальной деятельности важно учитывать несколько ключевых аспектов. Во-первых, необходимо создавать безопасные условия для проведения экспериментов и наблюдений. Воспитатели должны объяснять детям правила безопасности и следить за их соблюдением. Во-вторых, важно предоставлять детям свободу выбора и возможности для самостоятельной работы. Воспитатели должны поддерживать инициативу детей, поощрять их интерес к познанию и предоставлять необходимые ресурсы и материалы. В-третьих, важно использовать разнообразные методы и средства обучения, которые делают процесс познания интересным и увлекательным.

Подводя итог, можно сказать, что развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности способствует формированию у них интереса к познанию, развитию исследовательских навыков и критического мышления. Организация экспериментов, интерактивных занятий, экскурсий, походов и проектной деятельности помогает сделать процесс обучения более увлекательным и продуктивным. Воспитатели, активно использующие эти методы, создают условия для всестороннего развития детей и формирования у них устойчивого интереса к окружающему миру.

 

Список литературы

Мартынова

, Е.А.

Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. ФГОС ДО

.

Для воспитателей ДОО

/ Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова //

Учитель, 2020 г.

— 333 с.

Нищева

Н.В. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное

планир

. работы.

Вып.1

/ Н.В.

Нищева

, С.Д. Ермолаев //

Детство-Пресс, 2021 г.

— 240

с

.

Яшина, В. В. Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности (из опыта работы) / В. В. Яшина, М. Л. Ведерникова, А. В.

Тебенькова

. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 18 (152). — С. 354-357.

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×