РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВАМ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Шац Инна Анатольевна, воспитатель
ГБУ ДОО ЗО «Детский сад № 43 «Солнышко» г. Мелитополь
Аннотация. Статья посвящена развитию познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности. Описываются основные методы и подходы, способствующие активному вовлечению детей в процесс познания через эксперименты и исследования. Представлены практические рекомендации для воспитателей по организации опытно-экспериментальной деятельности в дошкольных учреждениях.
Ключевые слова: познавательная активность, дошкольный возраст, опытно-экспериментальная деятельность, образовательный процесс, развитие детей.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста является одной из ключевых задач дошкольного образования. Познавательная активность предполагает стремление ребенка к познанию окружающего мира, желание экспериментировать, исследовать и узнавать новое. Одним из наиболее эффективных методов развития познавательной активности является опытно-экспериментальная деятельность, которая позволяет детям самостоятельно проводить эксперименты, делать выводы и открывать для себя новые знания.
Опытно-экспериментальная деятельность включает в себя проведение различных экспериментов и наблюдений, которые стимулируют познавательную активность детей. Воспитатели могут организовывать простые и интересные эксперименты, которые помогут детям лучше понять окружающий мир. Например, эксперимент по изучению свойств воды может включать наблюдение за изменениями состояния воды при нагревании и замораживании, исследование плавучести различных предметов и изучение растворимости веществ в воде. Такие эксперименты не только развивают познавательную активность, но и способствуют формированию у детей научного мышления.
Важным элементом опытно-экспериментальной деятельности является создание условий для самостоятельной работы детей. Воспитатели должны предоставлять детям возможность самостоятельно выбирать объекты для наблюдения и экспериментов, планировать и проводить исследования, делать выводы и представлять результаты своей работы. Например, дети могут самостоятельно выбрать растения для выращивания в классе, наблюдать за их ростом и развитием, фиксировать результаты и делать выводы о влиянии различных факторов на рост растений. Это помогает развивать у детей навыки самостоятельной работы, ответственности и критического мышления.
Использование интерактивных методов и средств обучения также способствует развитию познавательной активности. Воспитатели могут использовать различные интерактивные игры, мультимедийные презентации и образовательные приложения, которые делают процесс обучения более увлекательным и познавательным. Например, использование интерактивных игр по теме "Животные и их среда обитания" позволяет детям узнать много нового о животных, их привычках и условиях жизни через игры и мультимедийные материалы. Интерактивные методы обучения помогают поддерживать интерес детей к познанию и делают процесс обучения более разнообразным и увлекательным.
Организация экскурсий и походов является еще одним эффективным методом опытно-экспериментальной деятельности. Экскурсии в парки, музеи, ботанические сады и зоопарки позволяют детям непосредственно наблюдать за природными объектами и явлениями, проводить исследования и делать открытия. Например, экскурсия в ботанический сад может включать изучение различных видов растений, наблюдение за их особенностями и проведение простых экспериментов по изучению влияния света и воды на рост растений. Такие мероприятия способствуют расширению кругозора детей и формированию у них интереса к окружающему миру.
Проектная деятельность также играет важную роль в развитии познавательной активности. Воспитатели могут организовывать проекты, в рамках которых дети будут проводить исследования, экспериментировать и представлять результаты своей работы. Например, проект "Мир насекомых" может включать изучение различных видов насекомых, их особенностей и условий жизни, наблюдение за насекомыми в природе и проведение экспериментов по изучению их поведения. Проектная деятельность помогает развивать у детей исследовательские навыки, умение работать в команде и представлять результаты своей работы.
Для успешной организации опытно-экспериментальной деятельности важно учитывать несколько ключевых аспектов. Во-первых, необходимо создавать безопасные условия для проведения экспериментов и наблюдений. Воспитатели должны объяснять детям правила безопасности и следить за их соблюдением. Во-вторых, важно предоставлять детям свободу выбора и возможности для самостоятельной работы. Воспитатели должны поддерживать инициативу детей, поощрять их интерес к познанию и предоставлять необходимые ресурсы и материалы. В-третьих, важно использовать разнообразные методы и средства обучения, которые делают процесс познания интересным и увлекательным.
Подводя итог, можно сказать, что развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности способствует формированию у них интереса к познанию, развитию исследовательских навыков и критического мышления. Организация экспериментов, интерактивных занятий, экскурсий, походов и проектной деятельности помогает сделать процесс обучения более увлекательным и продуктивным. Воспитатели, активно использующие эти методы, создают условия для всестороннего развития детей и формирования у них устойчивого интереса к окружающему миру.
Список литературы
Мартынова
, Е.А.
Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. ФГОС ДО
.
Для воспитателей ДОО
/ Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова //
Учитель, 2020 г.
— 333 с.
Нищева
Н.В. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное
планир
. работы.
Вып.1
/ Н.В.
Нищева
, С.Д. Ермолаев //
Детство-Пресс, 2021 г.
— 240
с
.
Яшина, В. В. Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности (из опыта работы) / В. В. Яшина, М. Л. Ведерникова, А. В.
Тебенькова
. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 18 (152). — С. 354-357.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат