Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Способы создания учебных ситуаций на уроках русского языка и литературы. Работа №67117

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Способы создания учебных ситуаций на уроках русского языка и литературы
Работа:

СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

 

Петрова Екатерина Васильевна, учитель русского языка и литературы

ГБОУ школа № 123 Выборгского района Санкт-Петербурга

 

Аннотация. Статья рассматривает различные способы создания учебных ситуаций на уроках русского языка и литературы. Описываются методики и приемы, способствующие активному вовлечению учащихся в учебный процесс и развитию их критического мышления и творческих способностей.

Ключевые слова: учебные ситуации, русский язык, литература, активное обучение, образовательные методики, критическое мышление, творческое развитие.

 

Создание учебных ситуаций на уроках русского языка и литературы является важным инструментом для активизации познавательной деятельности учащихся, развития их критического мышления и творческих способностей.

Одним из эффективных способов является использование проблемных вопросов и заданий. Учитель может предложить учащимся рассмотреть текст или литературное произведение с точки зрения определенной проблемы или конфликта. Например, учащимся можно предложить обсудить, как автор отражает моральные и этические дилеммы героев, или предложить им высказать свои мысли по поводу альтернативных решений, которые могли бы принять персонажи. Это стимулирует учащихся к критическому анализу текста и развитию навыков аргументации.

Ролевая игра является мощным инструментом для создания учебных ситуаций. Учитель может предложить учащимся разыграть сцены из произведения, принимая на себя роли различных персонажей. Это помогает школьникам глубже понять мотивации и эмоции героев, а также развивает навыки публичного выступления и сотрудничества. Например, разыгрывание судебного процесса по мотивам литературного произведения может стать увлекательным способом изучения текста и анализа поступков персонажей.

Метод дебатов и дискуссий способствует развитию критического мышления и умению аргументировать свою точку зрения. Учитель может организовать дебаты на основе прочитанного произведения, предложив учащимся защищать разные точки зрения на один и тот же вопрос. Например, можно провести дискуссию о том, кто из героев произведения является наиболее положительным или отрицательным персонажем, и почему. Это помогает учащимся учиться строить логические аргументы и уважать мнения других.

Использование проектной деятельности позволяет создать учебные ситуации, в которых учащиеся активно вовлекаются в исследование и творческую работу. Учитель может предложить учащимся разработать проект на основе изученного произведения, который может включать написание рецензий, создание иллюстраций, разработку сценариев для театральных постановок или фильмов. Например, проект по созданию иллюстрированной книги на основе литературного произведения позволяет учащимся применять свои знания и навыки в различных областях.

Интерактивные методы обучения, такие как использование цифровых технологий и онлайн-ресурсов, также способствуют созданию учебных ситуаций. Учитель может использовать мультимедийные презентации, видеоматериалы, интерактивные тесты и викторины для более увлекательного и глубокого изучения материала. Например, создание виртуальных экскурсий по местам, описанным в литературных произведениях, может помочь учащимся лучше понять контекст и атмосферу текста.

Метод кейс-стади позволяет учащимся анализировать конкретные ситуации и делать выводы на основе изученного материала. Учитель может предложить учащимся рассмотреть конкретные случаи или проблемы, связанные с литературными произведениями или языковыми явлениями, и предложить свои решения. Например, анализ исторических и культурных контекстов, влияющих на содержание и стиль произведения, может помочь учащимся лучше понять его значение и авторский замысел.

Использование творческих заданий, таких как написание эссе, стихов, рассказов или сценок, помогает учащимся выразить свои мысли и чувства, развивать креативное мышление и письменные навыки. Учитель может предложить учащимся написать продолжение рассказа, представить, как могли бы развиваться события после завершения произведения, или создать альтернативные версии сюжета. Например, написание дневника от имени одного из персонажей позволяет учащимся глубже проникнуться его мыслями и переживаниями.

Организация литературных кружков и клубов чтения способствует созданию учебных ситуаций, в которых учащиеся могут обсуждать прочитанные произведения, делиться своими впечатлениями и задавать вопросы. Это помогает развивать навыки критического мышления, умение выражать свои мысли и работать в группе. Учитель может организовывать регулярные встречи кружков, на которых учащиеся будут обсуждать новые книги и делиться своими отзывами.

Метод обратной связи является важным элементом создания учебных ситуаций. Учитель может предложить учащимся оценить свою работу и работу своих одноклассников, высказывать свои мнения и давать рекомендации. Это помогает учащимся развивать навыки самооценки, критического мышления и умение принимать конструктивную критику.

Приведённый в работе материал позволяет понять, что создание учебных ситуаций на уроках русского языка и литературы требует использования разнообразных методов и приемов, таких как проблемные вопросы, ролевая игра, дебаты и дискуссии, проектная деятельность, интерактивные методы, кейс-стади, творческие задания, литературные кружки и метод обратной связи. Эти методы помогают учащимся активно вовлекаться в учебный процесс, развивать критическое мышление, творческие способности и коммуникативные навыки, способствуя их всестороннему развитию и успешному обучению.

 

Список литературы

Безъязыкова, Н. В. Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы / Н. В. Безъязыкова. — Текст: непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 1 (27). — С. 17-19.

Давыдова Г.

 

М. Создание ситуаций успеха на уроках русского языка и литературы с помощью современных психолого-педагогических технологий

/

И

нновационная наука

,

№2-2 / 2022

. –  С

.

50-53.

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×