Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Формирование функциональной грамотности на уроках истории. Работа №67129

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Формирование функциональной грамотности на уроках истории
Работа:

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

 

Меденников Сергей Николаевич, учитель истории

МКОУ АГО «Верх-Тисинская ООШ»

 

Аннотация. Статья рассматривает формирование функциональной грамотности на уроках истории. Описываются методы и приемы, направленные на развитие у учащихся навыков критического мышления, анализа информации и практического применения исторических знаний.

Ключевые слова: функциональная грамотность, уроки истории, критическое мышление, анализ информации, образовательные методики, навыки.

 

Формирование функциональной грамотности у учащихся является одной из приоритетных задач современной системы образования. На уроках истории развитие функциональной грамотности играет важную роль, так как способствует не только усвоению исторических фактов, но и развитию критического мышления, аналитических способностей и навыков практического применения знаний.

Одним из ключевых методов является использование проблемно-ориентированного обучения. Учителя могут предлагать учащимся изучать исторические события и процессы через призму проблемных вопросов и ситуаций. Например, вместо простого изучения фактов о Великой французской революции, учитель может предложить учащимся обсудить причины и последствия революции, рассмотреть альтернативные сценарии развития событий и сделать выводы о значении этих событий для современного мира. Этот метод помогает учащимся развивать навыки критического мышления и анализа информации.

Использование исторических документов и первоисточников является важным элементом формирования функциональной грамотности. Учителя могут предложить учащимся работать с различными видами источников: письмами, дневниками, официальными документами, газетными статьями и т.д. Анализируя первоисточники, учащиеся учатся извлекать информацию, оценивать её достоверность и делать самостоятельные выводы. Например, работа с письмами участников исторических событий позволяет лучше понять их мотивацию и взгляды, а также увидеть историю глазами непосредственных очевидцев.

Проектная деятельность на уроках истории способствует развитию функциональной грамотности, так как требует от учащихся самостоятельного поиска информации, анализа данных и представления своих выводов. Учителя могут предлагать учащимся исследовательские проекты, связанные с изучением конкретных исторических событий, личностей или явлений. Например, проект по теме "Жизнь и деятельность Петра I" может включать исследование различных аспектов его правления, анализ реформ и их последствий, а также создание презентации или доклада на основе полученных данных.

Использование дискуссий и дебатов на уроках истории помогает учащимся развивать навыки аргументации и критического мышления. Учителя могут организовывать обсуждения на актуальные исторические темы, предлагая учащимся высказывать свои мнения и подкреплять их фактами. Например, дебаты на тему "Были ли оправданы действия союзников во время Второй мировой войны?" могут способствовать развитию у учащихся умения анализировать информацию, формулировать аргументы и уважать мнения других.

Интерактивные методы обучения, такие как ролевые игры и симуляции, позволяют учащимся активно вовлекаться в учебный процесс и развивать функциональную грамотность. Учителя могут организовывать ролевые игры, в которых учащиеся будут представлять различные исторические персонажи и обсуждать ключевые события от их имени. Например, ролевая игра "Конгресс Венского конгресса" может включать обсуждение политических решений и их последствий, что поможет учащимся лучше понять исторический контекст и мотивы участников событий.

Использование современных технологий и мультимедийных ресурсов также способствует формированию функциональной грамотности. Учителя могут использовать интерактивные карты, виртуальные экскурсии, видеоуроки и онлайн-ресурсы для углубленного изучения исторических событий. Например, виртуальная экскурсия по Древнему Риму позволяет учащимся визуализировать исторические места и лучше понять контекст жизни того времени.

Для успешного формирования функциональной грамотности на уроках истории важно создавать мотивирующую и поддерживающую образовательную среду. Учителям следует активно поощрять участие учащихся, предоставлять им возможность выбора тем и форм работы, поддерживать их инициативы и творческие проекты. Важно также учитывать индивидуальные особенности и интересы каждого ученика, предлагая задания различной сложности и направленности.

Рефлексия и оценка результатов являются важными элементами процесса формирования функциональной грамотности. Учителя могут проводить регулярные обсуждения и анализ выполненных работ, предоставлять учащимся обратную связь и рекомендации по улучшению их работы. Важно также проводить самооценку и взаимную оценку, чтобы учащиеся могли осознавать свои успехи и работать над своими недостатками.

Подводя итог, можно сказать, что формирование функциональной грамотности на уроках истории требует использования разнообразных методов и приемов, таких как проблемно-ориентированное обучение, работа с первоисточниками, проектная деятельность, дискуссии и дебаты, интерактивные методы и современные технологии. Эти подходы помогают учащимся развивать критическое мышление, аналитические способности и навыки практического применения знаний, способствуя их всестороннему развитию и успешному освоению учебного материала.

 

Список литературы

А

лексашина И.Ю. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся: Учебно-методическое пособие / И. Ю. Алексашина, О. А. Абдулаева, Ю. П. Киселев; науч. ред. И. Ю. Алексашина. — СПб.: КАРО, 2019. — 160 с

.

Антропова М.С. Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания // Высшая школа. 2020. №10. С. 34-38

Войченко Е.Д.

Ф

ормирование функциональной грамотности на уроках истории

/

Международный н

аучный журнал «ВЕСТНИК НАУКИ» № 

12 (57) Т.1

, 2022

.

С. 133-136.

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×