Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Использование методов и приемов технологии развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности обучающихся в процессе изучения предмета окружающий мир. Работа №67134

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Использование методов и приемов технологии развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности обучающихся в процессе изучения предмета окружающий мир
Работа:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

 

Артюшенко Мария Александровна, учитель начальных классов

МАОУ г. Калининграда «Основная общеобразовательная школа 15»

 

Аннотация. В статье рассматривается использование методов и приёмов технологии развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности обучающихся в процессе изучения предмета "Окружающий мир". Анализируются эффективные методики и примеры их применения, которые помогают учащимся развивать аналитические и критические навыки, улучшать понимание и интерпретацию информации, а также способствуют осознанному и активному участию в учебном процессе.

Ключевые слова: критическое мышление, мыслительная деятельность, окружающий мир, методы обучения, учебный процесс, аналитические навыки, осознанное обучение.

 

Развитие критического мышления у школьников является одной из ключевых задач современного образования. В условиях быстро меняющегося информационного общества учащиеся должны уметь анализировать и критически оценивать информацию, принимать обоснованные решения и формулировать аргументированные выводы. Особое значение это приобретает в процессе изучения предмета "Окружающий мир", где рассматриваются разнообразные аспекты окружающей действительности.

 

Методы и приёмы технологии развития критического мышления направлены на формирование у учащихся способности к самостоятельному мышлению и решению проблем. Одним из таких методов является метод "толстых и тонких вопросов". Этот метод помогает учащимся развивать навыки формулирования вопросов различной сложности. Например, при изучении темы "Экосистемы" учитель может предложить учащимся задать как "тонкие" вопросы (фактические, требующие конкретного ответа), так и "толстые" вопросы (аналитические, требующие размышлений и выводов). Это способствует глубинному пониманию темы и развитию аналитических навыков.

Ещё одним эффективным приёмом является использование "синквейна" — пятистрочной стихотворной формы, которая помогает учащимся структурировать свои мысли и выражать их кратко и ясно. Например, при изучении темы "Круговорот воды в природе" учащиеся могут составить синквейн, который позволит им лучше усвоить и запомнить ключевые понятия темы. Это способствует развитию навыков обобщения и синтеза информации.

Метод "Диаграммы Венна" также является полезным инструментом для развития критического мышления. Этот метод позволяет учащимся сравнивать и сопоставлять различные понятия, находить общие и отличительные черты. Например, при изучении темы "Животные и растения" учащиеся могут использовать диаграмму Венна для сравнения характеристик животных и растений, что помогает развивать навыки анализа и систематизации информации.

Использование дебатов и дискуссий на уроках "Окружающего мира" также способствует развитию критического мышления. В процессе обсуждения различных вопросов учащиеся учатся аргументировать свою точку зрения, слушать и учитывать мнения других, формулировать контраргументы. Например, при обсуждении темы "Загрязнение окружающей среды" учитель может организовать дебаты, где одна группа учащихся будет выступать за использование альтернативных источников энергии, а другая — против. Это помогает развивать навыки критического анализа и аргументации.

Практические задания и проекты также являются важным элементом технологии развития критического мышления. Например, учащиеся могут проводить исследования на тему "Влияние человеческой деятельности на экосистемы" и представлять результаты своих исследований в виде презентаций или докладов. Это позволяет развивать навыки поиска и анализа информации, формулирования выводов и представления своих идей.

Таким образом, использование методов и приёмов технологии развития критического мышления на уроках "Окружающего мира" способствует формированию у учащихся аналитических и критических навыков, улучшению понимания и интерпретации информации, а также активному и осознанному участию в учебном процессе. Учителя, применяющие эти методы и приёмы, создают условия для всестороннего развития мыслительной деятельности учащихся, что является важным элементом их общего образования и подготовки к будущей жизни в современном обществе.

 

Список литературы

 

Загашев

И.О.

, Заир-Бек

С.И.

«Критическое мышление: технология развития». Пособие для учителя. СПб: Альянс «Дельта», 2003. – 284 с.

Поглазова

О. Т., Миронова М. В. Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир» для 2 класса. – Смоленск: «Ассоциация XXI век

», 2012

г.

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×