Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Читательский дневник как средство формирования читательской грамотности. Работа №67135

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Читательский дневник как средство формирования читательской грамотности
Работа:

ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ

 

Артюшенко Мария Александровна, учитель начальных классов

МАОУ г. Калининграда «Основная общеобразовательная школа 15»

 

Аннотация. В статье рассматривается использование читательского дневника как эффективного средства формирования читательской грамотности у школьников. Приведены примеры и методики ведения читательских дневников, а также описаны основные преимущества этого метода в образовательном процессе.

Ключевые слова: читательская грамотность, читательский дневник, школьное образование, развитие навыков чтения, анализ текста, литературное развитие, образовательные методики.

 

Читательская грамотность представляет собой важнейший компонент современного образования, необходимый для успешного освоения всех учебных дисциплин. Одним из эффективных инструментов для её формирования является читательский дневник. Ведение читательского дневника помогает школьникам не только развивать навыки чтения, но и критическое мышление, умение анализировать и интерпретировать текстовую информацию.

Читательский дневник представляет собой тетрадь или электронный документ, в котором учащиеся записывают свои впечатления и мысли о прочитанных книгах. Основные цели ведения такого дневника включают развитие умений обобщать и анализировать прочитанное, формирование навыков самовыражения, а также стимулирование интереса к чтению.

 

Одним из ключевых преимуществ читательского дневника является возможность индивидуализировать процесс чтения. Каждый ученик может выбирать книги в соответствии со своими интересами и уровнем подготовки, что способствует более глубокому погружению в текст и лучшему усвоению материала. Например, младшие школьники могут вести дневники с простыми записями о своих любимых героях и сюжетных линиях, в то время как старшие школьники могут анализировать стиль автора, мотивы персонажей и символику произведений.

Методика ведения читательского дневника может варьироваться в зависимости от возраста учащихся и целей педагога. В начальной школе дневник может включать простые задания, такие как описание главного героя, пересказ сюжета или рисунки по мотивам книги. В средней и старшей школе задания могут быть более сложными и включать написание отзывов, сравнительный анализ произведений, исследование тем и мотивов, а также создание собственных литературных произведений на основе прочитанного.

Примером задания для младших школьников может быть следующее: "Прочитай рассказ и нарисуй картинку, которая лучше всего иллюстрирует его содержание. Напиши, почему ты выбрал именно этот момент." Такое задание помогает детям не только развивать навыки чтения и восприятия текста, но и творческое мышление.

Для учащихся средней школы задания могут быть более аналитическими: "Прочитай роман и напиши эссе на тему 'Как главный герой изменился на протяжении книги'. Подкрепи свои рассуждения примерами из текста." Такое задание учит детей находить и анализировать ключевые моменты текста, развивает навыки критического мышления и аргументации.

Для старшеклассников задания могут включать более глубокий литературный анализ: "Сравни двух героев из разных произведений одного автора. Как они отражают общие темы и идеи автора? Напиши сравнительное эссе, используя цитаты из текстов." Это задание способствует развитию умений сравнивать и сопоставлять различные тексты, что является важным навыком для дальнейшего академического обучения.

Ведение читательского дневника также способствует развитию письменной речи. Регулярные записи помогают учащимся формулировать свои мысли более четко и логично, что положительно сказывается на их общей языковой компетентности. Педагоги могут поощрять учащихся использовать разнообразные языковые средства, экспериментировать с различными стилями и жанрами, что способствует развитию их писательских навыков.

Кроме того, читательские дневники могут стать основой для обсуждений в классе. Совместное обсуждение прочитанных книг помогает учащимся обмениваться мнениями, учиться слушать и уважать точки зрения других, развивать коммуникативные навыки. Педагоги могут организовывать книжные клубы, где учащиеся будут представлять свои дневники и делиться впечатлениями о прочитанных книгах. Это способствует формированию культуры чтения и стимулирует интерес к литературе.

Таким образом, читательский дневник является мощным инструментом для формирования читательской грамотности у школьников. Его использование способствует развитию навыков чтения и анализа текста, формированию критического мышления и письменной речи, а также стимулирует интерес к литературе и чтению в целом. Педагоги, внедряющие ведение читательских дневников в образовательный процесс, создают условия для всестороннего развития учащихся и подготовки их к успешному обучению в дальнейшем.

 

Список литературы

Байбакова

, О.Ю. Формирование читательской грамотности младших школьников как условие их социально-коммуникативного развития / О. Ю.

Байбакова

// Сибирский

учитель :

регионал. науч.-метод. журн. – 2018. - № 6. – С. 66-71.

Глинкина

, Галина Васильевна. Развитие у обучаемых читательской грамотности средствами способа диалектического обучения при изучении различных дисциплин: учебно-методическое пособие / Г. В.

Глинкина

; Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. -

Красноярск :

ККИПК, 2019. - 196 с.

Демидова, Марина Юрьевна. Естественно-научный цикл: читательские умения / М. Ю. Демидова // Народное

образование :

рос. обществ.-пед. журн. - 2012. - № 5. - С. 214-220.

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×