Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Развитие общеучебных умений и навыков на уроках русского языка и литературы. Работа №67225

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Развитие общеучебных умений и навыков на уроках русского языка и литературы
Работа:

РАЗВИТИЕ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

 

Улесько Оксана Анатольевна, учитель русского языка и литературы

ГБОУ ЛНР " Ясеновская гимназия им. Ю.В. Стеценко"

Аннотация. Статья посвящена развитию общеучебных умений и навыков на уроках русского языка и литературы. Описываются основные подходы и методы, способствующие формированию таких навыков, как работа с текстом, критическое мышление, исследовательская деятельность и коммуникативные способности. Приведены практические рекомендации для учителей по интеграции этих методов в образовательный процесс.

Ключевые слова: общеучебные умения, навыки, уроки русского языка, литература, критическое мышление, исследовательская деятельность, коммуникативные способности.

 

Развитие общеучебных умений и навыков является одной из ключевых задач современного образования. На уроках русского языка и литературы учащиеся не только осваивают предметные знания, но и формируют важные навыки, которые пригодятся им в дальнейшей учебе и жизни. Рассмотрим основные подходы и методы, способствующие развитию общеучебных умений и навыков, а также предложим практические рекомендации для их внедрения в образовательный процесс.

Одним из важнейших общеучебных умений является умение работать с текстом. Это включает навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Учителя могут использовать разнообразные методики для развития этих умений, такие как активное чтение, аннотирование, создание ментальных карт и конспектирование. Например, учащимся можно предложить читать текст, выделять ключевые идеи и составлять краткие конспекты, что помогает улучшить понимание и запоминание материала.

Критическое мышление является еще одним важным навыком, который можно развивать на уроках русского языка и литературы. Учителя могут использовать дискуссии, дебаты и анализ литературных произведений для стимулирования критического мышления. Например, обсуждение поступков персонажей литературных произведений, поиск альтернативных решений и оценка их последствий способствуют развитию навыков анализа и аргументации. Учителя могут задавать вопросы, требующие глубокого анализа и оценки информации, что помогает учащимся учиться критически мыслить.

Исследовательская деятельность способствует развитию навыков самостоятельной работы, поиска и анализа информации. Учителя могут предлагать учащимся проводить мини-исследования по различным темам, связанным с литературой и языком. Например, проект на тему "Эволюция русского языка" может включать изучение исторических изменений в языке, анализ текстов разных эпох и представление результатов в виде доклада или презентации. Это помогает учащимся развивать навыки планирования, проведения исследований и представления информации.

Коммуникативные навыки играют важную роль в образовательном процессе и жизни. Учителя могут использовать ролевые игры, дебаты и групповые проекты для развития этих навыков. Например, учащимся можно предложить разыграть сцены из литературных произведений, обсудить прочитанное в группах или подготовить совместные проекты. Это способствует развитию умения выражать свои мысли, слушать других и работать в команде.

Одним из эффективных методов развития общеучебных умений и навыков является проектная деятельность. Учителя могут предлагать учащимся разрабатывать проекты по различным темам, связанным с литературой и языком. Например, проект на тему "Творчество А. С. Пушкина" может включать анализ его произведений, исследование исторического контекста и создание презентации. Проектная деятельность помогает учащимся развивать навыки планирования, исследования, критического мышления и презентации информации.

Использование современных технологий также способствует развитию общеучебных умений и навыков. Учителя могут использовать образовательные платформы, интерактивные доски, мультимедийные ресурсы и онлайн-инструменты для организации учебного процесса. Например, учащиеся могут проходить онлайн-тесты, участвовать в виртуальных экскурсиях, создавать презентации и видеоролики. Это помогает учащимся развивать навыки работы с информацией, цифровые навыки и умение использовать современные технологии в учебе.

Для успешного развития общеучебных умений и навыков важно создавать мотивирующую и поддерживающую образовательную среду. Учителям следует поощрять активное участие учащихся, предоставлять им возможность выбора тем и форм работы, поддерживать их инициативы и успехи. Важно также учитывать индивидуальные особенности и интересы каждого ученика, предлагая задания разного уровня сложности и направленности.

Подводя итог вышесказанного, можно утверждать, что развитие общеучебных умений и навыков на уроках русского языка и литературы требует использования разнообразных методов и подходов, таких как работа с текстом, критическое мышление, исследовательская деятельность, коммуникативные навыки и проектная деятельность. Создание мотивирующей образовательной среды и активное участие учителя помогают сделать процесс обучения более увлекательным и эффективным, способствуя всестороннему развитию учащихся и их успешному обучению.

 

Список литературы

Большова Е. Г. Развитие

общеучебных

умений и навыков на уроках русского языка и литературы: сборник трудов конференции. // Развитие

современного образования: от теории к практике: материалы VI

Всерос

. науч.-

практ

.

конф

. с международным участием (Чебоксары, 3 окт. 2018 г.) /

редкол

.: О. Н. Широков [и др.] – Чебоксары: Центр научного сотрудничества «Инт

ерактив плюс», 2018. – С. 78-80

.

Бунев

Р.Н.,

Бунеева

Е.В., Вахрушев А.А. и др. Развитие

общеучебных

умений путь к функционально грамотной личности // Начальная школа. 2006. № 9. С. 3-14.

Окунева, Н. Ф. Пути формирования универсальных учебных действий средствами русского языка и литературы на уроках и во внеурочное время в условиях ФГОС / Н. Ф. Окунева. — Текст: непосредственный // Педагогическое мастерство: материалы VI

Междунар

. науч.

конф

. (г. Москва, июнь 2015 г.). — Москва: Буки-Веди, 2015. — С. 113-116.

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×