Формирование дружеских отношений в коллективе
через духовно-нравственное воспитание.
подготовила: воспитатель группы
«Тюльпанчики» Г.Х. Хисматова
Педагогической наукой, практикой накоплен значительный опыт нравственного воспитания. Что же такое нравственность? В словаре С.И. Ожегова мы можем прочитать, что “нравственность – это правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, проявляющихся в его поведении, поступках”. Но разве в жизни возможно отделить нравственное воспитание от духовного? Духовно-нравственное воспитание направлено на “возвышение сердца” ребёнка как центра духовной жизни. Главная характеристика нравственных ценностей – ориентация на добро (во благо). Духовное воспитание очень важно, и оно заключается не только в религиозных нормах, духовное воспитание — это воспитание культурного человека вообще. Сегодня в обществе царит бездуховность, безнравственность. Такие вечные нравственные категории как дружба, любовь, совесть, образованность, ответственность, добродетель, ушли на второй план, в мире все измеряется деньгами.
Ведущей воспитательной задачей - формировать личность, способную к самореализации, стремящуюся к самопознанию и саморазвитию, высоко нравственную, патриотическую, здоровую духом и телом. И, как следствие, - формирование крепкого, дружного коллектива. При этом решаются задачи, связанные с духовно-нравственным воспитанием:
1. Воспитывать доброе, отзывчивое отношение ребят друг к другу.
2. Воспитывать уважение к старшим.
3. Прививать любовь к родному краю, стремление беречь и приумножать.
Наблюдая за детьми во время общения, мною было замечено, что не все дети умеют сотрудничать. Некоторым тяжело договариваться, отстаивать свою точку зрения без обид, драк, обзывательств и скандалов. В совместной деятельности возникают трудности, когда надо уступить, или просто подойти и предложить помощь. Опираясь на наблюдения педагогов и свои собственные, мы можем сделать вывод, что в последнее время появилось много детей с повышенной агрессивностью: неумение уступать, сочувствовать, радоваться успехам сверстника, жестокость. Эти проблемы наиболее часто встречаются в детском коллективе. И поскольку именно в детском возрасте складываютсяосновные этические инстанции, оформляются и укрепляютсяиндивидуальные отношения к себе и другому, важно вовремя уделить этой проблеме пристальное внимание. За пределами семейного круга наиболее значительными для ребенка социальными отношениями является отношения с друзьями. Научить ребёнка дружить-это, прежде всего, научить помогать, сочувствовать, уважать мнение другого быть щедрым и внимательным. Во взаимодействии со сверстниками дети учатся действовать совместно, произвольно управлять своим поведением. При формировании и укреплении дружеских отношений детей мы значительную роль отводим игре. Никакая другая деятельность не сможет сделать того, что может сделать игра. Играя, дети приучаются считаться с партнерами, подчинять свои действия общему замыслу игры. Все это способствует развитию дружеских отношений между ними. Так как именно с помощью игры педагог способен помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми. В игре формируются моральные качества; ответственность перед коллективом за порученное дело, чувство товарищества и дружбы, согласование действий при достижении общей цели, умение справедливо разрешать спорные вопросы. Ежемесячно в школе проходят тематические недели, в план проведения которых воспитатели включают знакомство с произведениями, при этом дети анализируют поступки героев, играют важную роль в формировании дружеских отношений. Ребята отличают справедливость от несправедливости, честность от лжи, нравственную чистоту, простоту и скромность в общественной и личной жизни, уважение к старшим. Так же знакомятся с русским фольклором, отгадывая загадки, решая кроссворды, анализируя пословицы и поговорки, инсценируя сказки. Художественное слово может вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения.
Ну и конечно же тематические недели способствуют становлению групповой сплоченности:
- участие в соревнованиях, конкурсах;
- участие в коллективных творческих делах.
Дежурство, совместный труд способствует формированию дружеских отношений, так как учит детей договариваться между собой, оказывать посильную помощь друг другу, добиваться поставленной цели, радоваться конечному результату.
Ну и главной формой воспитательной работы остаются беседы по общению.
Цель которого: формирование знаний, умений и навыков культурного общения и норм поведения в различных жизненных ситуациях.
Тематическое планирование состоит из таких бесед как: «Зачем быть вежливым», «Чем богат человек», «Мое настроение. Настроение других детей», «Я тебя понимаю» и мн.другие, которые решают следующие задачи:
- обучение навыкам общения и сотрудничества;
- формирование воспитанников навыков речевого этикета и культуры поведения;
развитие коммуникативных умений в процессе общения;
- введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности;
- формирование устойчивой положительной самооценки воспитанников.
Ежедневно проводятся беседы о трудолюбии, бережливости, товариществе, дружбе, справедливости, доброте и отзывчивости, скромности непримиримости к равнодушию и лжи. Тема беседы зависит от возникшей в группе определенной проблемы. В процессе бесед вырабатывается оценочное отношение к своему поведению и поведению других людей. Жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры. Вовремя к месту приведенный негативный пример помогает удержать воспитанника от неправильного поступка, формирует понятие о безнравственном. Успех воспитания зависит от систематичности и последовательности. Используя методы стимулирования, поощрение применяем в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность. Наказание состоит в наложении дополнительных обязанностей; лишении или ограничении определенных прав; в выражении морального порицания, осуждения. Я избегаю общих оценок личности каждого ребёнка. Считаю, что может быть плох поступок, а не воспитанник. Поэтому можно хвалить или осуждать за его поступок, но не следует оценку конкретного факта переносить на его личность в целом и говорить, что он вообще хороший или, наоборот, во всем плохой. В завершении своего выступления хочу сказать, что нравственность воспитателя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к воспитанникам, коллегам – все это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат