Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности в начальных классах. Работа №67353

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности в начальных классах
Работа:

РАБОТА С ТЕКСТОМ КАК ОСНОВНОЙ СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

 

Филиппова Ирина Евгеньевна, учитель начальных классов

ГБОУ «СОШ 277»

 

 

Аннотация. Статья посвящена работе с текстом как основному способу формирования читательской грамотности у учащихся начальных классов. Описываются методы и подходы, способствующие развитию навыков чтения, анализа и понимания текстов у младших школьников. Приведены практические рекомендации для учителей по организации учебного процесса, направленного на формирование читательской грамотности.

Ключевые слова: читательская грамотность, начальная школа, работа с текстом, методы обучения, анализ текста, понимание текста.

 

Формирование читательской грамотности у младших школьников является одной из ключевых задач начального образования. Читательская грамотность включает умение понимать, анализировать и интерпретировать тексты, а также способность использовать полученную информацию в различных ситуациях. Работа с текстом играет центральную роль в развитии этих навыков, обеспечивая фундамент для успешного обучения и дальнейшего личностного роста. Рассмотрим основные методы и подходы к работе с текстом, способствующие формированию читательской грамотности у учащихся начальных классов.

Одним из ключевых методов является чтение вслух. Это помогает детям лучше воспринимать текст, развивает их фонематический слух и навыки произношения. Учителя могут организовывать чтение вслух как на уроках, так и в рамках внеклассных мероприятий. Например, чтение вслух сказок, рассказов и стихов способствует развитию эмоционального восприятия текста, улучшению дикции и расширению словарного запаса. Важно выбирать тексты, которые соответствуют возрастным особенностям и интересам детей, чтобы поддерживать их мотивацию к чтению.

Развитие навыков анализа текста является важным аспектом работы с текстом. Учителя должны учить детей выделять главные идеи, определять структуру текста, находить ключевые слова и фразы, а также задавать вопросы по содержанию. Например, после чтения рассказа можно предложить учащимся ответить на вопросы о героях, событиях и мотивах персонажей. Это помогает развивать критическое мышление, умение обобщать и делать выводы. Упражнения на анализ текста могут включать составление планов, схем и таблиц, что способствует систематизации знаний и улучшению понимания прочитанного.

Работа с текстом должна включать разнообразные виды деятельности, направленные на развитие различных аспектов читательской грамотности. Учителя могут использовать упражнения на пересказ, составление вопросов, написание отзывов и рецензий, создание иллюстраций к текстам. Например, после чтения рассказа можно предложить детям пересказать его содержание своими словами, нарисовать иллюстрации к ключевым эпизодам или написать отзыв о прочитанном. Такие задания способствуют развитию речи, воображения и творческих способностей.

Интерактивные методы обучения также играют важную роль в формировании читательской грамотности. Использование современных технологий, таких как интерактивные учебные платформы, электронные книги и образовательные приложения, позволяет сделать процесс чтения более увлекательным и разнообразным. Например, платформы "Учи.ру", "Фоксфорд" и "Яндекс.Учебник" предлагают интерактивные задания и упражнения по чтению, которые помогают учащимся развивать навыки работы с текстом. Учителя могут использовать эти ресурсы для организации индивидуальных и групповых занятий, а также для дополнительного обучения и контроля знаний.

Чтение и обсуждение текстов в группах способствует развитию коммуникативных навыков и критического мышления. Учителя могут организовывать групповые обсуждения прочитанных текстов, где дети будут делиться своими впечатлениями, задавать вопросы и высказывать свои мнения. Например, после чтения рассказа можно предложить учащимся обсудить его содержание в группах, а затем представить свои выводы классу. Это помогает развивать умение аргументировать свои мысли, слушать и учитывать мнения других.

Поддержка и мотивация учащихся играют важную роль в успешной работе с текстом. Учителя должны создавать благоприятную и поддерживающую атмосферу на уроках, поощрять активное участие детей, помогать им справляться с трудностями и преодолевать неудачи. Важно учитывать эмоциональное состояние каждого ребенка и поддерживать его мотивацию к чтению. Например, можно проводить мотивационные беседы, организовывать награждения за успехи и достижения, проводить игры и упражнения на снятие напряжения и повышение самооценки.

На основании проведенной работы можно предположить, что работа с текстом является основным способом формирования читательской грамотности у учащихся начальных классов. Эффективная организация этой работы требует комплексного подхода, включающего чтение вслух, развитие навыков анализа текста, использование разнообразных видов деятельности, интерактивных методов обучения, поддержку и мотивацию учащихся. Это помогает развивать у детей умение понимать, анализировать и интерпретировать тексты, что является основой для их успешного обучения и личностного роста.

 

Список литературы

Громова Л. С. Развитие умений работы с текстом в начальной школе: Учебно-методическое пособие. ‒ М.: Просвещение. ‒ 2018. ‒ С. 21-24.

Лутошкина

, В.Н., Плеханова, Е.Н. Формирование читательской грамотности младших школьников [Текст]. Учебно-методическое пособие. – Красноярск, 2015. – 214 с.

Панова Е.Е.

Формирование читательской грамотности у младших школьников (Из опыта работы педагогов Липецкой области) / под редакцией

Е.Е.Пановой

. - Липецк: ГАУДПО ЛО «ИРО», 2020. - 116 с.

 

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×