Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Формирование навыков смыслового чтения у младших школьников . Работа №67392

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Формирование навыков смыслового чтения у младших школьников
Работа:

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

Кузнецова Вероника Владимировна, учитель начальных классов

МАОУ «СШ № 10 им. Э.Д. Норполова»

Аннотация. Статья посвящена вопросам формирования навыков смыслового чтения у младших школьников. Рассматриваются ключевые подходы и методы, направленные на развитие умения осмысленного восприятия текста, что способствует улучшению учебных результатов и развитию критического мышления у детей. Приводятся примеры эффективных техник и стратегий, применяемых на уроках русского языка.

Ключевые слова: смысловое чтение, младшие школьники, учебный процесс, методы обучения, чтение, критическое мышление.

 

Формирование навыков смыслового чтения у младших школьников представляет собой важную задачу, направленную на развитие их способности к глубокому пониманию прочитанного материала. Смысловое чтение включает в себя не только декодирование текста, но и осмысление содержания, что требует активного взаимодействия с текстом и использования различных стратегий.

Одним из основных методов формирования навыков смыслового чтения является использование различных видов вопросов к тексту. Такие вопросы могут быть направлены на проверку понимания основного содержания, деталей, а также на интерпретацию и анализ прочитанного. Например, после чтения рассказа учитель может задать вопросы, касающиеся главных событий, характеров персонажей и их мотивации. Важно, чтобы вопросы способствовали размышлениям и дискуссиям, что помогает детям лучше осмыслить прочитанное и развить критическое мышление.

Метод «чтение с остановками» также играет важную роль в формировании навыков смыслового чтения. Этот подход предполагает прерывание чтения на определённых этапах для обсуждения и анализа прочитанного. Например, после прочтения каждого абзаца или раздела текста можно задавать вопросы, обсуждать ключевые моменты и делать краткий вывод. Такой метод помогает детям осмысливать информацию по частям и связывать её с предыдущим материалом, что улучшает общее понимание текста.

Использование визуальных помощников, таких как схемы, таблицы и графики, также способствует развитию смыслового чтения. Визуальные материалы помогают детям лучше организовать информацию и увидеть взаимосвязи между различными элементами текста. Например, создание ментальных карт или схем, отражающих структуру текста, может помочь ученикам запомнить и понять ключевые идеи и события. Это особенно полезно при работе с более сложными текстами или при изучении новых тем.

Применение методики «чтение вслух» в классе помогает развивать навыки смыслового чтения, так как позволяет детям услышать текст в правильной интонации и выразительности. Важным аспектом этого метода является обсуждение прочитанного с участием всего класса. Чтение вслух помогает развивать навыки декодирования текста, а также улучшает способность детей понимать и интерпретировать содержание.

Индивидуальная работа с текстами, включая чтение книг по интересам и ведение дневников чтения, также способствует формированию навыков смыслового чтения. Такие мероприятия позволяют детям выбирать тексты, которые им интересны, и работать над их пониманием в индивидуальном темпе. Ведение дневника чтения, где дети могут записывать свои мысли, вопросы и выводы по поводу прочитанного, помогает углубить понимание и развить навыки анализа текста.

Методы работы с текстами, включающие использование драматизации и ролевых игр, также способствуют более глубокому пониманию содержания. Например, разыгрывание сцен из книги или представление роли одного из персонажей помогает детям лучше понять мотивацию и действия героев, а также усвоить основной смысл произведения. Такие занятия развивают не только навык смыслового чтения, но и творческое воображение.

Подводя итог, можно сказать, что формирование навыков смыслового чтения у младших школьников требует применения комплексного подхода и использования различных методов обучения. Вопросы к тексту, метод «чтение с остановками», визуальные помощники, чтение вслух, индивидуальная работа с текстами и ролевые игры способствуют улучшению понимания и интерпретации прочитанного материала. Внедрение этих подходов в учебный процесс помогает детям развивать критическое мышление и углублять свои знания.

 

Список литературы

Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А.

Как учить работать с книгой

//  Мой учебник, 2007 г. — 256 с.

Прокина, Л. П. Формирование навыка смыслового чтения у младшего школьника / Л. П. Прокина. — Текст

:

непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 27 (474). — С. 229-233

.

Соболева,

О.В.

Беседы о чтении, или Как

научить детей понимать текст

: пособие для учителей начальных классов / О. В. Соболева. - Москва:

Баласс

, 2013. - 141 с

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×