РОЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Плотникова Елена Викторовна, воспитатель
ГКДОУ «Детский сад № 158 общеразвивающего вида г.о. Макеевка», ДНР
Аннотация. Статья посвящена роли экспериментов в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста. Описываются методы и подходы, направленные на формирование экологической осведомленности и понимания природных процессов у дошкольников через практическую деятельность. Приведены практические рекомендации для воспитателей и педагогов по организации экспериментальных занятий, способствующих развитию интереса к окружающему миру и экологически грамотному поведению.
Ключевые слова: экологическое воспитание, младший дошкольный возраст, эксперименты, природные процессы, методы обучения, экологическая осведомленность.
Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста играет важную роль в формировании их экологической культуры и сознательного отношения к окружающей среде. Одним из эффективных методов достижения этих целей является проведение экспериментов, которые помогают детям лучше понять природные процессы и развить интерес к окружающему миру. Экспериментирование позволяет детям на практике изучать явления природы, делать открытия и самостоятельно находить ответы на интересующие их вопросы.
Экспериментальная деятельность позволяет детям наглядно увидеть и понять, как работают природные процессы. Воспитатели могут организовывать простые и безопасные эксперименты, которые помогут детям изучать свойства воды, воздуха, почвы и растений. Например, эксперимент "Путешествие воды" включает наблюдение за испарением воды и образованием конденсата. Дети могут самостоятельно налить воду в стакан, оставить его на подоконнике и наблюдать, как вода постепенно исчезает, а на стекле образуются капли. Такой эксперимент помогает детям понять круговорот воды в природе и значение этого процесса для жизни на Земле.
Использование экспериментов для изучения растительного мира является важной частью экологического воспитания. Воспитатели могут предложить детям проводить опыты с посадкой и выращиванием растений. Например, эксперимент "Росток из семени" включает посадку семян различных растений в горшки и наблюдение за их ростом. Дети могут ежедневно поливать растения, отмечать изменения и вести дневник наблюдений. Такой эксперимент помогает детям понять, как растения растут, какие условия им необходимы для жизни и как важно заботиться о природе.
Эксперименты с почвой и ее свойствами также являются полезными для экологического воспитания. Воспитатели могут предложить детям изучать различные типы почв, их состав и свойства. Например, эксперимент "Какая почва лучше?" включает сравнение различных типов почв (глинистая, песчаная, чернозем) и наблюдение за тем, как они удерживают воду и способствуют росту растений. Дети могут провести опыты по поливу растений в разных типах почв и сделать выводы о том, какая почва наиболее благоприятна для роста растений. Это помогает детям понять значение почвы для жизни растений и важность ее охраны.
Исследование животного мира также может быть включено в экспериментальную деятельность. Воспитатели могут предложить детям наблюдать за поведением мелких животных, таких как насекомые, птицы или рыбы. Например, эксперимент "Наблюдаем за муравьями" включает создание муравьиной фермы и наблюдение за жизнью муравьев. Дети могут наблюдать, как муравьи строят туннели, собирают пищу и взаимодействуют друг с другом. Такой эксперимент помогает детям понять сложность и важность экосистем, а также развивает чувство ответственности за окружающий мир.
Интерактивные методы обучения, такие как работа в группах и обсуждение результатов экспериментов, способствуют активному участию детей в учебном процессе и развитию их коммуникативных навыков. Воспитатели могут организовывать занятия, на которых дети будут работать в командах, проводить эксперименты и обсуждать полученные результаты. Например, после проведения эксперимента дети могут делиться своими наблюдениями и делать совместные выводы. Это помогает развивать умение работать в коллективе, слушать и учитывать мнения других.
Использование современных технологий и интерактивных ресурсов также способствует эффективному проведению экспериментов. Воспитатели могут применять образовательные платформы, мобильные приложения и онлайн-ресурсы, которые предлагают разнообразные задания и упражнения по экологическому воспитанию. Например, платформы "Учи.ру" и "Развивайка" предоставляют интерактивные задания, которые помогают детям развивать экологические знания и навыки. Воспитатели могут использовать эти ресурсы для организации индивидуальных и групповых занятий, а также для дополнительного обучения и контроля знаний.
Психологическая поддержка и мотивация детей играют важную роль в успешной организации экспериментальной деятельности. Воспитатели должны создавать благоприятную и поддерживающую атмосферу на занятиях, поощрять активность и инициативу детей, помогать им справляться с трудностями и преодолевать неудачи. Важно учитывать эмоциональное состояние каждого ребенка и поддерживать его мотивацию к обучению и участию в экспериментах. Например, можно проводить мотивационные беседы, организовывать награждения за успехи и достижения в экспериментальной деятельности, проводить игры и упражнения на снятие напряжения и повышение самооценки.
Приведённый в работе материал позволяет понять, что использование экспериментов для экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста требует комплексного подхода, включающего разнообразные методы и формы деятельности, интерактивные методы обучения, поддержку и мотивацию детей. Эффективное внедрение этих методов способствует формированию у детей экологической осведомленности, интереса к окружающему миру и экологически грамотному поведению, улучшает усвоение учебного материала и повышает интерес к обучению.
Список литературы
Прохорова Л.Н. О
рганизация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекоменда
ции / [под общ. ред. Прохоровой
Л.
Н.]. - [3-е изд.,
испр
.
и доп.]. - Москва: изд-во АРКТИ, 2008.
–
61
с.
Трофимова, К. В. Формирование экологических представлений у дошкольников посредством использования экспериментальной деятельности / К. В. Трофимова, О. А.
Брендель
, Ж. А. Романова, Г. П.
Юргенсон
. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 6 (453). — С. 271-275.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат