Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Формирование исследовательской компетенции учащихся во внеурочной деятельности по русскому языку. Работа №67489

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Формирование исследовательской компетенции учащихся во внеурочной деятельности по русскому языку
Работа:

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

 

Хизриева Лариса Зубайруевна, учитель русского языка и литературы

МКОУ «Средняя общеобразовательная школа 1 им. Магомед-Герея Зульпукарова»

 

Аннотация. В статье рассматриваются методы и подходы к формированию исследовательской компетенции учащихся в рамках внеурочной деятельности по русскому языку. Приводятся примеры практических занятий и проектов, которые способствуют развитию у школьников навыков самостоятельного исследования, критического мышления и глубокой аналитической работы с текстами.

Ключевые слова: исследовательская компетенция, внеурочная деятельность, русский язык, школьное образование, критическое мышление, аналитические навыки, самостоятельное исследование, проекты.

 

Формирование исследовательской компетенции учащихся является одной из ключевых задач современного образования. Исследовательская компетенция включает в себя умение самостоятельно проводить исследования, анализировать информацию, делать выводы и представлять результаты своей работы. Внеурочная деятельность по русскому языку предоставляет широкие возможности для развития этих навыков у школьников.

Одним из эффективных методов формирования исследовательской компетенции является проектная деятельность. Например, учащиеся могут разрабатывать и реализовывать проекты по исследованию различных аспектов русского языка и литературы. Это могут быть исследования исторического развития языка, изучение диалектов и жаргонов, анализ стиля и языка определенных авторов или литературных произведений. Такой подход позволяет учащимся применять теоретические знания на практике и развивать навыки самостоятельного исследования.

Круглые столы и дискуссионные клубы также способствуют развитию исследовательских навыков. В ходе таких мероприятий учащиеся могут обсуждать различные лингвистические и литературные темы, обмениваться мнениями и аргументами, учиться критически оценивать различные точки зрения. Например, проведение круглого стола на тему "Эволюция русского языка в XXI веке" позволяет учащимся исследовать современные тенденции в языке и делать свои выводы на основе анализа различных источников.

Использование методов проблемного обучения помогает учащимся развивать исследовательские навыки. Учитель может предлагать школьникам проблемные вопросы, требующие самостоятельного поиска ответов и доказательств. Например, учащиеся могут исследовать проблему заимствований в русском языке, анализируя причины и последствия этого явления. Такой подход стимулирует критическое мышление и умение работать с информацией.

Организация исследовательских конкурсов и конференций предоставляет учащимся возможность представлять результаты своих исследований и получать оценку профессионального сообщества. Участие в таких мероприятиях мотивирует школьников к проведению качественных исследований и развивает у них навыки презентации и аргументации. Например, проведение школьной конференции по исследованию творчества классиков русской литературы позволяет учащимся представить свои работы и обсудить их с учителями и одноклассниками.

Использование современных информационных технологий открывает новые возможности для проведения исследований. Учащиеся могут использовать онлайн-базы данных, электронные библиотеки и специализированные программные продукты для анализа текстов и проведения исследований. Например, использование компьютерных программ для анализа частотности слов в литературных произведениях позволяет учащимся глубже понять стиль и язык авторов.

Примеры успешного применения этих методов показывают их высокую эффективность. Например, учащиеся, участвовавшие в проекте по исследованию особенностей языка произведений А.С. Пушкина, смогли не только углубить свои знания о творчестве великого поэта, но и развить навыки анализа и интерпретации литературных текстов. Это помогло им лучше подготовиться к экзаменам и повысить свои академические достижения.

Таким образом, формирование исследовательской компетенции учащихся во внеурочной деятельности по русскому языку требует применения разнообразных методов и подходов. Проектная деятельность, круглые столы, проблемное обучение, исследовательские конкурсы и современные информационные технологии играют ключевую роль в этом процессе. Примеры успешного применения этих методов подтверждают их высокую эффективность и важность для развития критического мышления, аналитических навыков и самостоятельности у школьников.

 

Список литературы

 

Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие /

Е.П.Белозерцева

,

А.Д.Гонеева

,

А.Г.Пашков

и др.

; Под

ред.

В.А

.Сластенина

. 2-е изд., стер. М.:

Издат

. центр «Академия», 2007. 368 с.

Пиявский

С. А. Критерии оценки исследовательских работ учащихся // Дополнительное образование. – 2001. – № 1

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×