Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Формирование исследовательских навыков у младших школьников. Работа №67536

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Формирование исследовательских навыков у младших школьников
Работа:

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

Шелупцова Наталья Леонидовна, учитель начальных классов

МКОУ Новосибирского района Новосибирской области «Сенчанская основная школа № 76 им. Героя Советского Союза Л.Я. Подгорбунского»

 

 

Аннотация. Формирование исследовательских навыков у младших школьников играет важную роль в их образовательном развитии, способствуя развитию критического мышления, самостоятельности и интереса к познанию мира. В статье рассматриваются методы и приемы, направленные на развитие исследовательских умений у детей младшего школьного возраста, а также приводятся конкретные примеры их применения на практике.

Ключевые слова: исследовательские навыки, младшие школьники, образовательный процесс, критическое мышление, самостоятельность.

 

Формирование исследовательских навыков у младших школьников является важным аспектом современного образовательного процесса. Эти навыки способствуют развитию критического мышления, самостоятельности и интереса к познанию окружающего мира. Одним из основных методов формирования исследовательских навыков является проектная деятельность. Проекты позволяют детям самостоятельно выбирать тему, исследовать её и представлять результаты своей работы. Например, исследовательский проект на тему "Животные нашей планеты" может включать сбор информации, создание презентации и выступление перед классом.

Наблюдение является важным инструментом в развитии исследовательских умений. Учителя могут организовывать регулярные наблюдения за природными явлениями, растениями или животными. Например, наблюдение за ростом растения в классе позволяет детям фиксировать изменения, делать выводы и представлять свои наблюдения в виде отчета или рисунка. Этот метод помогает развивать навыки анализа и синтеза информации.

Опытно-экспериментальная деятельность также играет значительную роль в формировании исследовательских навыков. Эксперименты позволяют детям на практике проверять свои гипотезы и делать выводы. Например, эксперимент "Как различные виды почвы влияют на рост растений" включает посев семян в разные типы почвы и наблюдение за их ростом. Этот метод помогает детям понимать причинно-следственные связи и развивает навыки планирования и проведения исследований.

Использование образовательных технологий, таких как интернет-ресурсы и мультимедийные материалы, расширяет возможности для проведения исследований. Дети могут искать информацию, смотреть видео и участвовать в виртуальных экскурсиях. Например, исследование на тему "История нашего города" может включать поиск информации в интернете, просмотр документальных фильмов и создание виртуальной экскурсии по историческим местам. Это помогает детям развивать навыки поиска и анализа информации.

Групповая работа способствует развитию коммуникативных и исследовательских навыков. Работа в группах позволяет детям обмениваться идеями, обсуждать результаты и представлять совместные проекты. Например, групповая работа над исследовательским проектом "Экология нашего района" может включать сбор данных о состоянии окружающей среды, анализ результатов и подготовку совместного доклада. Это учит детей работать в команде, делиться обязанностями и принимать коллективные решения.

Поощрение самостоятельности и инициативы является важным элементом в развитии исследовательских навыков. Учителя должны создавать условия, при которых дети могут самостоятельно выбирать темы для исследований и планировать свою работу. Например, можно предложить детям выбрать тему для исследования по интересам, таких как "Изучение жизни насекомых" или "Влияние музыки на настроение". Это помогает детям развивать самостоятельность и уверенность в своих силах.

Рефлексия и обсуждение результатов исследований способствуют развитию критического мышления и умения делать выводы. Учителя должны поощрять детей к обсуждению своих результатов и анализу ошибок. Например, после завершения исследовательского проекта можно провести обсуждение, где дети будут делиться своими выводами и обсуждать, что можно было бы сделать по-другому. Это помогает детям развивать навыки критического мышления и умения анализировать свою работу.

Интеграция исследовательской деятельности в учебный процесс делает обучение более увлекательным и значимым для детей. Например, можно организовать исследовательские занятия по различным предметам, таким как математика, природоведение или история. Это позволяет детям применять свои исследовательские навыки в различных контекстах и развивать интерес к учебе.

Таким образом, формирование исследовательских навыков у младших школьников требует использования разнообразных методов и приемов, направленных на развитие критического мышления, самостоятельности и интереса к познанию. Проектная деятельность, наблюдения, эксперименты, использование образовательных технологий, групповая работа, поощрение самостоятельности и рефлексия способствуют всестороннему развитию детей и формированию у них исследовательских умений. Эффективное использование этих методов помогает создать увлекательную и мотивирующую учебную среду, в которой каждый ребенок может раскрыть свой потенциал и развить навыки, необходимые для успешного будущего.

 

 

 

 

Список литературы

 

Алексеев Н.Г., Леонтович А.В. Критерии эффективности обучения учащихся исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М., 2001. С. 64-68.

Аксенова М.И. Организация эвристических и исследовательских самостоятельных работ учащихся / М.И. Аксенова. – М.: Педагогика, 2005. – 140 с.

 

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×