Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Развитие естественно-научной грамотности на уроках физики в условиях реализации ФГОС . Работа №67567

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Развитие естественно-научной грамотности на уроках физики в условиях реализации ФГОС
Работа:

РАЗВИТИЕ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

 

Хомутова Татьяна Адольфовна, учитель физики

ГБОУ «Школа № 32 г.о Донецк» ДНР

 

Аннотация. Статья рассматривает развитие естественно-научной грамотности на уроках физики в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Описаны методы и подходы, способствующие формированию ключевых компетенций и навыков учащихся, необходимых для понимания и применения естественно-научных знаний. Приведены практические рекомендации для учителей по организации учебного процесса в соответствии с ФГОС.

Ключевые слова: естественно-научная грамотность, физика, ФГОС, методы обучения, критическое мышление, ключевые компетенции.

 

Современное образование требует от учащихся не только знаний, но и умения применять эти знания в реальных жизненных ситуациях. В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) особое внимание уделяется развитию естественно-научной грамотности, которая включает в себя понимание основных научных концепций, умение критически оценивать информацию и применять научные методы для решения практических задач.

Проектная деятельность является эффективным методом развития естественно-научной грамотности. Учителя могут организовывать проекты, которые требуют от учащихся применения знаний из физики для решения реальных проблем. Например, проект "Энергосбережение в школе" может включать анализ энергопотребления, разработку и внедрение мер по снижению затрат энергии. Участие в таких проектах развивает у учащихся навыки исследовательской работы, критического мышления и умение применять теоретические знания на практике.

Интерактивные технологии и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) играют важную роль в развитии естественно-научной грамотности. Учителя могут использовать интерактивные доски, планшеты, виртуальные лаборатории и образовательные платформы для создания динамичных и увлекательных уроков. Например, использование симуляций физических процессов позволяет учащимся визуализировать сложные явления и проводить виртуальные эксперименты. ИКТ способствует активному вовлечению учащихся в учебный процесс и развитию их цифровых навыков.

Метод кейсов позволяет учащимся анализировать реальные ситуации и применять научные методы для решения практических задач. Учителя могут предлагать учащимся кейсы, связанные с актуальными научными и техническими проблемами. Например, кейс "Проблемы утилизации отходов" может включать анализ физических свойств материалов, экологических аспектов и разработку предложений по утилизации. Метод кейсов развивает у учащихся навыки анализа, синтеза информации и принятия решений.

Интеграция межпредметных связей на уроках физики способствует формированию целостного восприятия мира у учащихся. Учителя могут проводить совместные уроки с коллегами из других предметных областей, создавая интегрированные занятия. Например, урок на тему "Физические основы биологических процессов" может включать аспекты физики (механика движения), биологии (движение организмов) и химии (биохимические реакции). Межпредметные уроки развивают у учащихся метапредметные навыки и способность видеть взаимосвязи между различными науками.

Практические эксперименты и лабораторные работы являются неотъемлемой частью развития естественно-научной грамотности. Учителя могут организовывать уроки, на которых учащиеся будут проводить эксперименты, анализировать полученные данные и делать выводы. Например, эксперимент по изучению закона сохранения энергии может включать измерение различных форм энергии и их преобразование. Практическая деятельность помогает учащимся лучше понять научные концепции и развивает навыки критического мышления.

Рефлексия и самооценка являются важными элементами процесса обучения, способствующими развитию естественно-научной грамотности. Учителя могут организовывать рефлексивные беседы, письменные рефлексии и использование чек-листов для оценки учебных достижений. Например, после проведения эксперимента учащиеся могут обсуждать, что удалось, а что вызвало трудности, и как можно улучшить результаты. Рефлексия помогает учащимся осознавать свои сильные и слабые стороны, планировать дальнейшие шаги и развивать навыки самоконтроля.

Практические рекомендации для учителей: внедряйте проектную деятельность, связанную с реальными проблемами, для развития исследовательских навыков и применения знаний на практике;

используйте интерактивные технологии и ИКТ для создания динамичных и увлекательных уроков;

применяйте метод кейсов для анализа реальных ситуаций и решения практических задач; интегрируйте межпредметные связи для формирования целостного восприятия мира и развития метапредметных навыков; организовывайте практические эксперименты и лабораторные работы для улучшения понимания научных концепций; проводите рефлексию и самооценку для осознания учащимися своих достижений и планирования дальнейшего обучения.

Приведённый в работе материал позволяет понять, что развитие естественно-научной грамотности на уроках физики в условиях реализации ФГОС требует комплексного подхода, включающего использование проектной деятельности, интерактивных технологий, метода кейсов, интеграцию межпредметных связей, практические эксперименты и рефлексию. Эффективное внедрение этих методов способствует развитию ключевых компетенций и навыков учащихся, повышает их мотивацию и интерес к изучению физики.

 

 

Список литературы

Абдулаева О.А. Естественнонаучная грамотность. Физические системы. Тренажер. 7-9 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций / О.А. Абдулаева, А.В.

Ляпцева

; под ред. И.Ю. Алексашиной. – Москва: Просвещение, 2020. – 224 с.

Елманова

И.В. Значение формирования естественнонаучной грамотности у обучающихся / И.В.

Елманова

// Вестник научных конференций. – 2015. – № 1. – С. 68-70.

Семенова С.В. Формирование естественнонаучной грамотности обучающихся на уроках физики /

ЖУРНАЛ

Проблемы педагогики, 2023.

— 2 с.

 

 

 

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×