Методические рекомендации использования опорных схем и алгоритмов на уроках русского языка в 5-6 классах при работе с детьми с ЗПР.
Пояснительная записка.
В рамках инклюзивного обучения перед учителем возникает проблема обучения детей с особыми образовательными способностями. При обучении в 5-6 классах такие дети испытывают трудности при переходе от яркой наглядности к более серьезному материалу. У многих учащихся не получается понять теоретический блок, запомнить его и заучить, особенно, когда на изучение темы отводится один час. Дети любят хорошо учиться. Но для воспитания желания стать хорошим учеником нужно создать определённые условия. Не имея успеха, ребёнок начинает терять веру в свои возможности. Постоянные неудачи отбивают охоту учиться. Если дети справляются с поставленной перед ними задачей, работают с увлечением и удовольствием, желание учиться крепнет. А это один из показателей и успешного учительского труда. На каком же этапе работы над новой темой слабые и даже средние ученики становятся на уроке пассивными, начинают отставать? Ведь в момент первого объяснения учителя, когда он использует яркие предметы, картинки, рисунки, таблицы, они принимают участие в работе, отвечают на вопросы, а порой и дают правильные ответы. Серьезные затруднения дети испытывают при переходе к более серьезному материалу, когда на основе хорошо усвоенных выводов надо строить свои суждения. А это часто у некоторых учеников не получается. Они не могут ни понять с первого урока, ни быстро заучить. Это и обуславливает проявление, а затем и нарастание пассивности в работе.
В связи с переходом образовательных организаций на ФГОС для обучающихся с ОВЗ вновь стал актуальным опыт педагога-новатора В. Ф. Шаталова по использованию опорных сигналов. Опорные сигналы — это схематическое изображение основных направлений изучаемой темы — позволяют каждому ученику уловить суть идеи, запомнить главное, которое складывается из частностей. Метод опорных конспектов разработал и воплотил на практике Виктор Федорович Шаталов – народный учитель СССР, профессор. Он показал огромные, еще не раскрытые резервы традиционного классно – урочного обучения. В.Ф. Шаталов обучал разных детей, с любыми индивидуальными данными.
Принципы методики В.Ф.Шаталова: многократное повторение, обязательный поэтапный контроль, высокий уровень трудности, изучение крупными блоками; личностно ориентированный подход; учение без принуждения; бесконфликтность учебной ситуации, гласность успехов каждого; гуманизм (все дети талантливы); соединение обучения и воспитания. Ученый призывал учителей быть самокритичными к собственным поступкам.
Опорные сигналы для учащихся всех возрастов были элементами увлекательной игры. Но игры, которая учит и продвигает в познании и развитии. Ускоренное изучение теоретического материала по всем учебным предметам давало значительную экономию учебного времени, снимало с повестки дня проблемы перегрузки и низкой успеваемости учащихся. Опорные сигналы обеспечивали успешную работу всех, без исключения, детей в условиях реально осуществленного принципа равных возможностей и доступности обучения.
Разновидностью таких опорных сигналов являются опорные схемы- таблицы с блоками теоретического материала. Они помогают учителю включить обучающихся с ОВЗ в активную деятельность на уроке, обеспечить обратную связь: ученик- учитель. Опорные схемы- таблицы - это оформленные в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка, выводы, которые рождаются в момент объяснения.
Цель метода опорных сигналов отвечает всем современным требованиям:
Активизация мыслительной деятельности учащихся, а, следовательно, мотивация к предмету. Формирование навыков восприятия информации, соотнесение её с ранее усвоенной. Развитие умений увидеть большую тему в целостном виде. Повышение интереса к изучаемому материалу. Интеграция с ИКТ- технологиями (преобразование текстовой информацию в цифровую в виде презентаций). Компьютерная (информационная) технология, основанная на эффективности организации и управления процессом обучения, тесно взаимосвязана с технологией обучения на основе конспектов и опорных сигналов В.Ф.Шаталова, способствующей активизации и интенсификации деятельности учащихся.
Ожидаемые результаты от применения данной методики: увеличение объёма изучаемого на уроке материала, формирование навыка самостоятельной работы, более прочных знаний и умений по предмету; развитие речи, мышления; повышение мотивации к обучению.
Специфика коррекционной работы с детьми
с задержкой психического развития
Всё чаще в общеобразовательной школе встречаются дети, имеющие рекомендации ПМПК для педагогов по организации психолого- педагогического сопровождения, созданию здоровьесберегающих условий.Специалисты относят таких детей к группе риска, так как они в силу физической и психической ослабленности, психосоциальной запущенности характеризуются пониженной обучаемостью и работоспособностью, имеют худшие, чем сверстники, качества приспособительных, адаптационных механизмов, склонны к патологическим реакциям на перегрузки.
Задача каждого учителя состоит в том, чтобы помочь детям с задержкой психического развития овладеть разнообразными знаниями об окружающем мире, развивать у них наблюдательность и опыт практического обучения, формировать умение самостоятельно добывать знания и пользоваться ими.
Психолого - педагогическая коррекция на протяжении всего её срока должна быть систематической, комплексной, индивидуализированной.
Основные подходы к организации учебного процесса для детей с ЗПР:
1. Подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребёнка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности.
2. Приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей ЗПР.
3. Индивидуальный подход.
4. Сочетание коррекционного обучения с лечебно – оздоровительными мероприятиями.
5. Повторное обучение учебного материала и подбор дополнительных заданий.
6. Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий.
7. Использование многократных указаний, упражнений.
8. Проявление большого такта со стороны учителя.
9. Использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций.
В случаях тяжёлой задержки психического развития для таких детей должны быть созданы специальные условия обучения. Работоспособность у детей с ЗПР на уроках длится 15-20 минут. Необходимо каждому из таких детей оказать индивидуальную помощь при выявлении пробелов в знаниях и восполнение их.
Система коррекционно-развивающего обучения - форма дифференцированного образования, которая позволяет решать задачи своевременной активной помощи детям с трудностями в обучении. Надо учитывать особенности детей с ЗПР, характеризующиеся кратковременной или избирательной памятью и вниманием, вялотекущими мыслительными процессами.
Разработка и составление опорных средств.
Разработка и составление опорных материалов проходит в три этапа:
1. Подбор фактического материала. Этот этап работы играет большую роль в плане повышения профессионального мастерства, эрудиции учителя, позволяет ему глубже разобраться во внутрипредметных и межпредметных связях темы. Материал избирается из разных источников: программы, учебников, справочной и методической литературы, периодических изданий, интернета.
2. Генерализация материала, выделение ядра знаний, основных понятий. На этом этапе происходит обобщение содержания, «выжимка» отобранного материала, отбрасывание второстепенного, малосущественного.
Основные орфограммы, пунктограммы, определения, правила, формулировки - это наиболее важные фактические данные составят «ядро» знаний. Материал, необходимый для сознательного усвоения данной темы в пределах курса русского языка (т.е. они часто используются для изучения той или иной темы, для реализации межпредметных связей), составляет основную оболочку «ядра». Остальной материал—это вспомогательная оболочка. Выделяя «ядро», важно не перенасытить его, не пытаться всё перенести в опорные схемы.
3.Кодирование материала. Составление опорных схем, конспектов, алгоритмов.
В уже систематизированном и сжатом материале необходимо выделить опорные сигналы, совокупность которых и составит опорный конспект по теме. Он будет состоять из ключевых слов, аббревиатур, компактных записей определений и формулировок, графических сигналов, цифрового материала, стрелок, унифированных условных обозначений. Экспериментальная прокатка подскажет варианты его перекомпоновки, перестройки отдельных частей, упрощение некоторых элементов, введение новых
Принципы создания опорных схем и требования к ним.
Лаконичность – максимум закодированной информации при минимуме визуальных печатных знаков – одно из основных требований.
Удобство восприятия и воспроизведения. Структура должна быть удобна и для запоминания, и для воспроизведения, графическое расположение сигналов не должны вызывать трудности.
Непохожесть опорных схем между собой. Похожие друг на друга опорные схемы трудно сохранить в памяти. Успешному запоминанию способствует разнообразие форм, шрифтов, знаков, рисунков.
Принцип занимательности, парадоксальности. В схемы следует вводить занимательный материал по орфографии, пунктуации, стилистике.
Унификация обозначений. Условные обозначения нужно постараться унифицировать. Это значительно облегчит их восприятие и запоминание.
Цветовое оформление. Правильно использованные цвета должны привлекать, заострять внимание на главном.
Основным требованием, предъявляемым к шрифту, являются: чёткость, простота, гармония с цветовым решением.
Разнообразие опорных сигналов. Опорные сигналы должны быть разнообразными не только по форме, но и содержанию
Методические рекомендации использования опорных схем на уроках русского языка в инклюзивном классе.
Из всех существующих форм наглядности на уроках русского языка при работе с детьми с ОВЗ наиболее распространенными и активно применяемыми сегодня являются опорные конспекты, схемы, алгоритмы, которые представляют собой особую организацию теоретического материала в виде графического изображения. Такое изображение создается в упрощенно-обобщенном виде. Систематическое, грамотно применяемое, оно способно придать сложному многоплановому процессу обучения определенную цельность, стабильность. Большое значение для успеха этой работы имеет содержание и оформление такой схемы-опоры, которая должна быть системной, емкой по содержанию, краткой и четкой по оформлению, простой и понятной по восприятию. Все опорные схемы можно разделить на несколько видов (в зависимости от типов памяти и восприятия): алгоритмы (Приложение1); схемы (Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4); таблицы с последовательно изложенным материалом (Приложение 5, Приложение 6). В процессе работы по опорным конспектам, схемам необходимо учитывать степень подготовленности учащихся к восприятию и анализу схемы, их способность записать, проговорить информацию, а позже самостоятельно ее составить в виде схемы или прочесть незнакомую запись, расшифровать ее. Работа по опорным конспектам должна проводиться в течение всех уроков изучения темы, что помогает более глубокому пониманию и постепенному запоминанию необходимого теоретического материала, а не "зазубриванию" его. Постоянная работа по конспектам и схемам, составление их при непосредственном участии учащихся приводит к тому, что на определенном этапе даже "слабые" учащиеся могут учиться самостоятельно, пользуясь опорой, логично, связно изложить теоретический материал.
Работа по алгоритму проводится в несколько этапов:
1. Знакомство с правилом и коллективное составление алгоритма применения.
2. Рассуждение по алгоритму вслух и графическое обозначение орфограммы.
3. Рассуждение вслух без опоры на алгоритм для всего класса. Дети с ЗПР в процессе практической работы имеют алгоритм перед глазами в качестве опоры.
4. Работа в парах самостоятельно, с последующей взаимопроверкой.
Учащиеся не получают алгоритм в готовом виде, учатся составлять его постепенно, с учетом закономерностей и последовательности под руководством учителя. При этом используются традиционные методы объяснения материала: работа с учеником, слово учителя, беседа, наблюдение, словарная работа с новыми терминами. На дом учащиеся получают задание еще раз прочитать теоретический материал темы и разобрать его по схеме. Следующий урок начинается с повторного озвучивания учителем теоретического материала по алгоритму, затем используются различные формы работы с учащимися по нахождению, восприятию, пониманию, воспроизведению отдельных блоков схемы и в целом. Это беседы по вопросам, индивидуальные ответы у доски, повторение. Работа по опорным схемам, составлению алгоритмов включена во все уроки по закреплению темы, ее обобщению и завершается уроками контроля и коррекции. Такое построение учебной деятельности учащихся способствует тому, что ученик многократно, но без специального заучивания проговаривает отдельные правила; эта тренировка помогает развитию монологической речи, осознанию смысла языковых понятий и терминов, развивает мышление учащихся. Подача материала крупным блоком и объединение его в целостную систему освобождает время для закрепления новых знаний и развития умений, что дает возможность увеличить объем практической работы на уроке.
Схемы - таблицы ведутся учащимися в специальных справочных тетрадях. В них дети под руководством учителя составляют схемы-опоры, заполняют таблицы, которые являются определенными выводами объяснения нового материала. Данные тетради удобны в работе, так как их можно использовать при повторении давно пройденного материала, а также для индивидуального повторения забытой темы. От традиционной наглядности они отличаются тем, что являются опорами мысли, опорами действий. Дети строят свой ответ, пользуясь схемой, читают ее, работают с ней. Ни один из них не чувствует себя беспомощным. Исчезает скованность, страх перед ответом, нагрузка на память. Схемы-опоры на наших уроках стали постоянными помощниками ученикам, основой уверенности детей в своих способностях, импульсом к активному, заинтересованному труду. Схемы-опоры обеспечивают и более высокую работоспособность, а также энергичный темп урока. Необходимые для выполнения задания правила детям не надо запоминать, тратя на это драгоценное время урока: они читают их на схемах. Читают сегодня, завтра. Возвращаются к нужной схеме при подготовке к контрольной работе, во время повторения изученного. Все новое должно уложиться в сознании ученика постепенно, для этого мало суток - таково свойство обыкновенной человеческой памяти. Очень важное условие в работе со схемами-опорами: они должны постоянно подключаться к работе на уроке. Таким образом, схема учит ребят пользоваться особым видом записи теоретического материала. Способность обучающихся правильно “читать” схему, то есть понимать её смысл, отрабатывается с помощью специальных заданий.
1. Внимательно ознакомьтесь со схемой. Попробуйте пересказать её содержание словами.
2. Подкрепите примерами каждое положение схемы.
3. Попытайтесь с помощью схемы записать коротко содержание правила.
4. Рассмотрите схему. Что нужно знать и уметь, чтобы не делать ошибок на это орфографическое правило? Помогла ли вам ответить на этот вопрос схема?
5. Какие сведения являются главными для этого орфографического правила? Как они отражены в схеме?
6..Найдите место в схеме следующим примерам...... Запишите эти примеры и графически объясните выбор написания (выбор знаков препинания). Оформляйте запись по образцам, данным в схеме.
Итак, схема как форма наглядности в обучении является не столько иллюстрацией, которая дается параллельно с устным или письменным изложением теоретического материала, сколько ключом к решению практических задач.
Динамика работы по опорным схемам позволяет убедиться, что уже в течение первого года затраты времени на изучение нового уменьшаются, а на тренировочные работы, закрепление и систематизацию могут увеличиваться. Благодаря всем этим обстоятельствам, методику опорных схем в последнее время называют «комфортной».
Компактные, необычные опорные сигналы, вызывая живой интерес учащихся, побуждают их к активному труду, поиску, обостряют внимание ко всем проблемам, которые оказываются в поле их активного восприятия.
Для формирования функционально грамотной личности ведущую роль играют не столько предметные результаты, сколько личностные и метапредметные, что полностью соответствует новому стандарту.
Посредством текстов учебника используется воспитательный потенциал русского языка; учащиеся приходят к пониманию необходимости беречь свой родной язык как часть русской национальной культуры; работать над развитием и совершенствованием собственной речи. Многие тексты упражнений учебников несут духовно-нравственный смысл, и, работая с ними, учитель не может пройти мимо нравственной оценки их содержания.
Развитие организационных умений на уроках русского языка осуществляется, прежде всего, через использование проблемно-диалогической технологии. Материал в учебнике, конспектах, презентациях, сопровождающих поурочные разработки, на уроках открытия нового знания структурирован так, чтобы для учеников была создана обстановка творческого поиска, умственного напряжения: даны проблемные ситуации, организовано наблюдение над материалом с помощью специальных вопросов и заданий (в презентациях обеспечена интерактивная наглядность, содержатся необходимые формулировки-схемы, модели, с которыми ученики должны сопоставить свои собственные выводы), работа осуществляется не только фронтально, но и в парах и группах.
Познавательные универсальные учебные действия формируются через использование технологии продуктивного чтения: задания на извлечение, преобразование и использование текстовой информации (например, чтение таблицы, преобразование текста в таблицу, схему, выстраивание алгоритма по применению правила, составление по плану рассказа на лингвистическую тему и т.д.); использование разного ряда визуальных подсказок и ключей, формулировок проблемных вопросов, «иллюстративного» визуального ряда (представлены в учебнике, составляются самими детьми или даются в презентациях в интерактивном режиме); приёмы работы с правилами и определениями как учебно-научными текстами.
Коммуникативные умения используются и совершенствуются в ходе учебного взаимодействия в паре или группе учеников. Чётко выстроенная в учебниках, методических рекомендациях система работы по развитию речи включает совершенствование орфоэпических навыков, количественное и качественное обогащение словарного запаса, оперирование стилистическими ресурсами языка, развитие связной устной и письменной речи.
Требование избегать в схеме лишних слов, ненужной информации ни в коем случае не препятствует включению в неё материала, имеющего важное значение для усвоения текущей учебной информации, а также сведений, которые обязательно пригодятся в будущем.
Итак, схема как средство наглядности в обучении является не столько иллюстрацией, сколько ключом к решению практических задач, схема активизирует не только познавательную, но и мыслительную деятельность учащихся, тем самым мотивируя ученика, делая его успешным.
Работа со схемой учит умению выделять главное в изучаемом материале, способствует развитию логического мышления учащихся, формирует умение в конкретном лингвистическом факте видеть языковую закономерность.
Схема привлекает простотой составления (это может сделать каждый учитель и порой ученик) и простотой применения, поскольку знакомить с ней можно учащихся с помощью классной доски, компьютера, интерактивной доски, а для этого не нужно специального времени, как на изготовление некоторых других пособий.
Схема уместна на разных этапах обучения: при вводе нового понятия, знакомстве с орфографическим правилом, при отработке, закреплении и повторении учебного материала.
Систематическая работа со схемами, составление их при непосредственном участии самих учащихся приводит к тому, что на определённом этапе обучения они уже могут самостоятельно, опираясь на схемы, изложить тот или иной лингвистический материал. Сначала с таким заданием справляются только сильные ученики, затем инициативу проявляют и более слабые.
При объяснении нового материала с помощью опорных сигналов работают зрительная и слуховая память, причём способ запоминания не механический, а основанный на установлении смыслового понимания сигналов. При воспроизведении опорных конспектов как контрольном моменте усвоения знаний подключается двигательная (моторная) память.
Заключение.
Применение схем- таблиц на уроках русского языка способствует формированию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий как основы умения учиться. В сфере личностных универсальных учебных действий будет сформирована адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы. В сфере регулятивных универсальных учебных действий обучающиеся овладевают всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся научатся использовать знаково-символические средства. В сфере коммуникативных универсальных учебных действий обучающиеся приобретут умение учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию.
В опорных схемах при помощи условных сигналов, языковых терминов в определенной логической последовательности излагается главная информация по теоретическим блокам всей темы, всего раздела.
Схемы, алгоритмы, опорные конспекты помогают в повторении и обобщении материала, улучшают качество восприятия учебного материала.
Литература.
1. Денисевич Г.В. Урок русского языка и методика его проведения. - Курск, 2006.
2. Дмитриева О.Д., Фефилова Е.П. Русский язык.3 класс: Поурочные разработки к учебникам Рамзаевой Т.Г. и Поляковой А.В. - М.: ВАКО, 2005. - 416 с.
3. Евдокимов В.И. К вопросу об использовании наглядности в школе. - СПб, 2002.
4. С.И.Львова. Работа со схемами-таблицами по орфографии и пунктуации. М.:Дрофа, 2005г.
5.Меженко Ю.С. Методическая система В. Ф. Шаталова в обучении русскому языку. Москва, 1992.
6.https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/04/01/opornye-skhemy-i-algoritmy-kak-metod-formirovaniya. Опорные схемы и алгоритмы как метод формирования мотивации к обучению на уроках русского языка и при подготовке к ГИА и ЕГЭ . Щербакова Е.А. /23.01.21
7.https://infourok.ru/rabota-so-shemamitablicami-na-urokah-russkogo-yazika-496619.html/ Работа со схемами-таблицами на уроках русского языка. Ширшова О.О. /23.01.21
8.https://pedsovet.su/load/32-1-0-9604 Глушенко Е.Н. Работа со схемами-таблицами на уроках русского языка. /23.01.21
Приложение 1.
Разряды прилагательных по значению
разряды
Качественные
относительные
притяжательные
Что обозначают?
Такой признак, который может быть в этом предмете в большей или меньшей степени
Такой признак, который не может быть в большей или меньшей степени
Принадлежность чего- либо лицу или животному
На какие вопросы отвечают?
какая? какой? какие? какова? каков? каковы?
какая? какой? какие? какое?
Чей? чья? чьё? чьи?
Особые признаки
1.Образуют степени сравнения
2. Могут иметь краткую форму
3.Образуют прилагательные с приставкой НЕ-
4.Образуют сложные прилагательные путём их повтора
5.Сочетаются с наречиями ОЧЕНЬ, СЛИШКОМ, ЧРЕЗВЫЧАЙНО и др.
6.Могут иметь уменьшительно- ласкательную форму
7.Можно подобрать антоним
1.Обозначают материал, из которого сделан предмет
2.Обозначают пространственные признаки предмета
3.Обозначают временные признаки предмета
4. Не имеют степеней сравнения
5. Не имеют краткой формы
6.Не сочетаются с наречием ОЧЕНЬ
1. имеют суффиксы –ов(-ев), -ин(-ын), -ий, -й.
Приложение 2.
Степени сравнения имён прилагательных
Виды степеней сравнения
сравнительная
превосходная
Что показывает
Что в том или ином предмете признак проявляется в большей степени, чем в другом
Что тот или иной предмет превосходит остальные предметы по какому- либо признаку
Формы степеней
Простая
составная
Простая
составная
образование
Основа н. ф. +
-ее,(-ей),
(-е),(ше)
Более + н.ф.
Основа н. ф. +-ейш-, -айш-
Самый+ н.ф.
Наиболее + н.ф.
Синтаксическая роль
сказуемое
Сказуемое или определение
определение
определение
Как изменяется
НЕ изменяются ни по родам, ни по числам, ни по падежам
Второе слово изменяется по родам, числам, падежам
изменяется по родам, числам, падежам
Неизменяемым является слово НАИБОЛЕЕ
Приложение 3.
НЕ с полными и краткими прилагательными
раздельное написаниеСлитное написание
Есть противопоставление с союзом АПрилагательное с НЕ можно заменить синонимом или близким по значению выражениемСлово не употребляется без НЕ
Наличие слов – магнитов: ДАЛЕКО НЕ, ОТНЮДЬ НЕ, НИЧУТЬ НЕ, НИСКОЛЬКО НЕ…
Приложение 4.
Дефисное и слитное написание сложных имён прилагательных
Через дефисслитное
Сложение равноправных слов, между которыми можно вставить союз ИОбразовано от сложных существительных:Тянь- Шань- тянь- шанскийСтороны света: юго- западныйОттенки цвета: светло- розовыйЗамена словосочетания:седая борода - седобородый
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат