Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Использование проблемного обучения на уроках химии для развития критического мышления . Работа №67712

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Использование проблемного обучения на уроках химии для развития критического мышления
Работа:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ХИМИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

 

Чаюн Татьяна Владимировна, учитель химии

ГБОУ «Школа № 32 г.о Донецк», ДНР

 

Аннотация. В статье рассматривается использование проблемного обучения на уроках химии как эффективного метода для развития критического мышления у учащихся. Описываются основные принципы и подходы, которые способствуют активному вовлечению учеников в учебный процесс, формированию навыков анализа и самостоятельного поиска решений. Приводятся примеры заданий и практик, направленных на развитие критического мышления в контексте изучения химии.

Ключевые слова: проблемное обучение, химия, критическое мышление, методы обучения, школьное образование.

 

Проблемное обучение является одним из наиболее эффективных подходов к развитию критического мышления у учащихся, особенно на уроках химии, где анализ, синтез и логическое мышление играют ключевую роль. Этот метод обучения предполагает постановку перед учащимися задач, требующих самостоятельного поиска решений, что стимулирует активное участие в учебном процессе и формирует умение решать сложные проблемы.

Одним из основных принципов проблемного обучения является формулировка проблемы таким образом, чтобы она требовала от учеников не просто воспроизведения знаний, но и их применения в новой ситуации. Например, учитель может предложить ученикам исследовать, почему некоторые вещества вступают в химические реакции быстрее других, или выяснить, как изменяются свойства веществ при смешивании различных реагентов. Такие задачи заставляют учащихся задуматься, провести анализ и предложить гипотезы, которые затем можно проверить на практике.

Этап постановки вопроса играет ключевую роль в развитии критического мышления. Учащиеся должны научиться формулировать вопросы, которые помогут им глубже понять суть проблемы. Например, при изучении темы "Кислоты и основания" можно задать вопрос: "Почему некоторые кислоты более агрессивны по отношению к металлам, чем другие?". Ответ на этот вопрос потребует от учеников не только знания теории, но и умения логически связать различные химические концепции.

Поиск и анализ информации — следующий важный этап проблемного обучения. Учащиеся должны научиться находить нужную информацию, критически её оценивать и использовать для решения поставленной проблемы. Учитель может направить учеников на поиск данных в учебниках, научных статьях или интернете, а затем предложить обсудить найденную информацию в классе, что способствует развитию навыков критического анализа и синтеза.

Практическая часть проблемного обучения включает проведение экспериментов и опытов, которые помогают учащимся проверить свои гипотезы и на практике увидеть результаты химических реакций. Например, ученики могут исследовать, как различные факторы (температура, концентрация реагентов) влияют на скорость химической реакции. Этот этап не только углубляет понимание изучаемого материала, но и развивает навыки экспериментальной работы и интерпретации результатов.

Дискуссии и обсуждения — важная часть проблемного обучения, позволяющая учащимся обмениваться мнениями, аргументировать свои точки зрения и учиться воспринимать критику. В процессе обсуждения различных подходов к решению проблемы ученики развивают умение логически выстраивать свои аргументы и критически оценивать доводы других участников.

Завершающим этапом проблемного обучения является рефлексия, где ученики анализируют, что они узнали в процессе решения проблемы, какие методы оказались наиболее эффективными и что можно было бы улучшить. Рефлексия помогает учащимся осознать свои достижения, а также понять, как они могут применить полученные знания и навыки в других учебных ситуациях.

Проблемное обучение на уроках химии позволяет не только глубже понять предмет, но и формирует важные навыки, необходимые для успешной учебы и жизни. Умение критически мыслить, анализировать информацию, выдвигать и проверять гипотезы — все эти навыки помогают учащимся лучше справляться с учебными задачами и готовят их к успешной карьере в науке и технике.

В заключение можно сказать, что использование проблемного обучения на уроках химии способствует развитию критического мышления, активному вовлечению учащихся в учебный процесс и углублению понимания предмета. Проблемное обучение развивает у школьников навыки самостоятельного поиска решений, анализа и критического осмысления информации, что делает этот метод одним из наиболее эффективных в образовательной практике.

 

Список литературы

Бахольская

Н.А.,

Хасенова

А.А. Использование некоторых приемов технологии развития критического мышления (кластер,

синквейн

) на уроках химии // Наука 21 века: теория, практика, перспективы. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2014. С. 144-145.

Шальнев

, Н. А. Применение технологии развития критического мышления на уроках химии как средства организации эффективного взаимодействия обучающихся с целью повышения качества образования / Н. А.

Шальнев

. —

Текст :

непосредственный // Школьная педагогика. — 2021. — № 3 (22). — С. 13-17.

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×