Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Профилактика и коррекция дисграфии и дислексии в школьной практике . Работа №67723

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Профилактика и коррекция дисграфии и дислексии в школьной практике
Работа:

ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ДИСГРАФИИ И ДИСЛЕКСИИ В ШКОЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ

 

Сапина Валентина Сергеевна, учитель-логопед

МБОУ «Русскинская средняя общеобразовательная школа»

 

 

Аннотация. Статья рассматривает вопросы профилактики и коррекции дисграфии и дислексии в школьной практике. Описаны ключевые методы, включая развитие фонематического восприятия, использование мультимодальных подходов, работу с текстами и вовлечение родителей в коррекционный процесс.

Ключевые слова: дисграфия, дислексия, школьная практика, профилактика, коррекция, фонематическое восприятие, мультимодальные методы, работа с текстами, вовлечение родителей.

 

Профилактика и коррекция дисграфии и дислексии в школьной практике является важным аспектом образовательного процесса, направленного на успешное овладение учащимися основами грамотности. Дисграфия и дислексия — это специфические нарушения письма и чтения, которые могут значительно затруднять обучение и требовать индивидуального подхода в коррекции. Основная цель работы педагогов и специалистов в школе заключается в своевременной диагностике этих нарушений, профилактике их развития и применении эффективных методов коррекции, направленных на преодоление трудностей в обучении.

Одним из ключевых методов профилактики дисграфии и дислексии является развитие фонематического восприятия и зрительно-моторных навыков у младших школьников. Например, упражнения на различение звуков и слогов, игры на развитие слуховой памяти и зрительного восприятия способствуют формированию у детей способности к анализу и синтезу звуков, что является основой для успешного освоения чтения и письма. Упражнения типа "Разложи слово на звуки" или "Найди лишний звук" помогают детям научиться распознавать звуковые элементы и их последовательности в словах, что снижает риск развития дисграфии и дислексии в дальнейшем.

Коррекция дисграфии и дислексии требует комплексного подхода, включающего использование специальных методик и индивидуальных занятий. Важным элементом работы с детьми, страдающими этими нарушениями, является использование мультимодальных методов, которые активизируют различные каналы восприятия. Например, задания, где ребенок одновременно видит, слышит и пишет слова, помогают лучше усваивать графический образ слова и его звуковую структуру. Такие упражнения, как "Пиши и произноси вслух" или "Сопоставь слово и картинку", позволяют задействовать зрительное, слуховое и моторное восприятие, что способствует более глубокому усвоению материала.

Особое внимание в коррекционной работе уделяется формированию навыков орфографической зоркости и правильного написания слов. Для этого используются различные диктанты, упражнения на дописывание и исправление ошибок, а также задания на составление предложений и текстов с ключевыми словами. Например, диктанты с предварительным проговариванием трудных слов помогают детям запоминать правильное написание слов и понимать принципы их построения. Также эффективными являются упражнения на исправление ошибок, когда ребенок самостоятельно находит и исправляет ошибки в тексте, что развивает его внимание к орфографическим и грамматическим особенностям языка.

Работа с текстами занимает важное место в коррекции дислексии. Здесь используются методы постепенного усложнения текста, чтения вслух с одновременным проговариванием и пересказом, а также задания на поиск и исправление ошибок в тексте. Например, чтение коротких текстов с последующим пересказом помогает ребенку лучше понимать смысл прочитанного и развивает навыки связной речи. Задания на поиск ошибок в тексте стимулируют активное чтение и внимание к деталям, что способствует улучшению навыков восприятия и понимания текста.

Работа с родителями также играет важную роль в профилактике и коррекции дисграфии и дислексии. Педагоги и логопеды должны информировать родителей о проблемах и потребностях ребенка, давать рекомендации по выполнению домашних заданий и созданию благоприятной речевой среды дома. Например, родители могут помогать ребенку в выполнении упражнений на развитие фонематического восприятия, организовывать игры, направленные на развитие моторных навыков, и поддерживать мотивацию к чтению и письму. Совместная работа педагогов, логопедов и родителей создает условия для комплексного подхода к коррекции и профилактике дисграфии и дислексии, что значительно повышает шансы на успешное овладение детьми основами грамотности.

Таким образом эффективная профилактика и коррекция дисграфии и дислексии в школьной практике возможна только при условии раннего выявления этих нарушений и систематической работы с детьми. Индивидуальные занятия, использование мультимодальных методов, работа с текстами и вовлечение родителей в коррекционный процесс позволяют минимизировать проявления этих нарушений и способствовать успешному обучению детей. Такой комплексный подход помогает детям преодолевать трудности в освоении чтения и письма, что в конечном итоге способствует их полноценной интеграции в учебный процесс и достижению академических успехов.

 

Список литературы

Коррекция нарушений письменной речи / под ред.

Н.Н.Яковлевой

.–

СПб.:СПбАППО,2004.

Р.И.

Лалаева

, Л.В. Венедиктов

а Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников / Р.И.

Лалаева

, Л.В.

Венедиктова.–

СПб.:Союз,2003.

Сизоненко Н.Ф.

Использование нетрадиционных методов и приёмов в работы для оптимизации коррекции нарушений письменной речи/

Н.Ф.Сизоне

нко

//

Спецыяльная

адукацыя.-

2016. - №3(110) – С. 45 - 48.

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×