Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Современные подходы к диагностике и коррекции нарушений речи у школьников . Работа №67725

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Современные подходы к диагностике и коррекции нарушений речи у школьников
Работа:

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ДИАГНОСТИКЕ И КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ШКОЛЬНИКОВ

 

Сапина Валентина Сергеевна, учитель-логопед

МБОУ «Русскинская средняя общеобразовательная школа»

 

Аннотация. Статья посвящена современным подходам к диагностике и коррекции нарушений речи у школьников. Описываются методы диагностики, такие как оценка фонематического слуха и артикуляции, а также современные коррекционные методики, включая артикуляционную гимнастику, логопедический массаж и использование интерактивных технологий. Подчеркивается важность работы с родителями и использования сенсорной интеграции для достижения устойчивых результатов в развитии речи детей.

Ключевые слова: речевые нарушения, диагностика речи, коррекционная работа, артикуляционная гимнастика, логопедический массаж, сенсорная интеграция, интерактивные технологии, работа с родителями.

 

Современные подходы к диагностике и коррекции нарушений речи у школьников основываются на комплексном и индивидуальном подходе к каждому ребенку, с учетом особенностей его речевого развития, уровня интеллекта и психоэмоционального состояния. Речевые нарушения могут существенно влиять на успеваемость учащихся, их социальную адаптацию и самооценку, поэтому своевременная диагностика и коррекция являются ключевыми аспектами работы педагогов и логопедов.

Диагностика речевых нарушений начинается с первичного обследования, которое включает анализ анамнеза, беседу с родителями, наблюдение за ребенком и проведение специальных тестов. Важным этапом является оценка фонематического слуха, артикуляции, лексико-грамматического строя речи и связной речи. Например, тест на определение уровня фонематического слуха может включать задание на различение звуков, а также на способность узнавать и воспроизводить фонемы. Артикуляционная диагностика проводится с использованием зеркала и специальных логопедических инструментов для оценки состояния речевого аппарата. Современные методы диагностики также включают использование компьютерных программ и цифровых технологий, которые позволяют точно и быстро оценить речевые навыки ребенка.

После проведения комплексной диагностики разрабатывается индивидуальная программа коррекции, которая включает методы и техники, направленные на устранение выявленных нарушений. В современных подходах к коррекции нарушений речи используется широкий спектр методов: артикуляционная гимнастика, логопедический массаж, фонетические упражнения, развитие мелкой моторики, а также психотерапевтические методы для преодоления речевых страхов и закрепления навыков. Например, при коррекции дислалии (неправильное произношение звуков) активно применяется артикуляционная гимнастика, направленная на развитие подвижности языка, губ и мягкого неба. Для улучшения произношения используются фонетические упражнения, которые помогают ребенку освоить правильную артикуляцию звуков и их сочетаний.

Важным аспектом современной коррекционной работы является использование интерактивных методов и технологий, таких как компьютерные программы, мобильные приложения и мультимедийные материалы. Эти инструменты делают процесс коррекции более увлекательным и мотивирующим для ребенка. Например, приложения для обучения чтению и произношению, такие как "Логопедические игры", помогают детям в игровой форме развивать навыки правильного произношения, чтения и восприятия речи. Использование таких технологий позволяет адаптировать процесс обучения под индивидуальные особенности ребенка, делая его более эффективным.

Особое внимание уделяется работе с родителями, которые являются активными участниками процесса коррекции. Родителям предоставляются рекомендации по организации домашних занятий, направленных на закрепление полученных в школе навыков. Это может включать упражнения для развития артикуляционной моторики, задания на правильное произношение звуков, а также игры, развивающие фонематический слух. Важна также поддержка родителей в создании речевой среды, которая способствует развитию ребенка, например, чтение вслух, обсуждение книг и фильмов, общение на различные темы.

Современные подходы к коррекции речевых нарушений также включают использование методов сенсорной интеграции, которые помогают улучшить восприятие и обработку сенсорной информации, что, в свою очередь, способствует развитию речи. Например, методика "кинезиологические упражнения" направлена на гармонизацию работы мозга и тела через специальные движения, что положительно влияет на развитие речи и общую координацию ребенка.

Важным элементом коррекционной работы является мониторинг и оценка прогресса ребенка. Регулярное проведение контрольных тестов и наблюдений позволяет своевременно вносить изменения в коррекционную программу, адаптируя ее к изменяющимся потребностям ребенка. Такой подход обеспечивает наиболее полное и качественное устранение речевых нарушений, способствуя успешной интеграции школьника в учебный процесс и его полноценному развитию.

Таким образом современные подходы к диагностике и коррекции нарушений речи у школьников предполагают использование интегрированных методов, сочетание традиционных и инновационных техник, а также тесное взаимодействие между педагогами, логопедами и родителями. Только такой комплексный подход позволяет эффективно справляться с речевыми нарушениями и создавать условия для полноценного речевого развития каждого ребенка.

 

Список литературы

Величенкова

О.А. Комплексный подход к анализу нарушений письма у

учащихся младших классов общеобразовательных школ:

автореф

.

дис

. … канд.

пед. наук. – М., 2002. – 22 с

Зайцева Е.С.

Шептунова

В.К. Тестовая методика обследования речи детей в возрасте 4-7 лет. – СПб: КАРО, 2012.

Коноваленко В.В., Коноваленко СВ. Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Пособие для логопедов. – М.: «Гном-Пресс», 2000.

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×