«Решение изобретательских задач как предпосылка формирования инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста в инклюзивной группе»
Шилова Мария Александровна, старший воспитатель МАДОУ №24,
Вихляева Галина Федоровна, учитель-логопед МАДОУ №24,
Брауэр Наталья Сергеевна, воспитатель МАДОУ №24 г. Снежинск
В настоящее время наблюдается тенденция роста числа детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Состояние здоровья таких детей предусматривает создание для них специальных условий развития и обучения. Выбор методов и построения работы при этом предполагает индивидуализацию коррекционно-развивающего процесса, в ходе которого учитываются структура дефекта и образовательные потребности ребенка. На данном временном этапе среди детей дошкольного возраста с ОВЗ самую многочисленную группу составляют дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) и задержкой психического развития (ЗПР).
Современная система специального коррекционного образования претерпевает изменения, которые ориентируют педагогов дошкольных образовательных организаций на работу с детьми с ОВЗ разного типа. Особую актуальность на сегодняшний день имеет создание и функционирование инклюзивных групп в условиях ДОУ.
В МАДОУ №24 созданы инклюзивные группы, в которых воспитываются одновременно дети старшего дошкольного возраста с ОВЗ с ТНР и ЗПР.[2] Практический опыт показал, что речевые расстройства у детей с ТНР сочетаются с особенностями мыслительной деятельности, под которой подразумеваем специально организованную, сознательную активность человека, направленную на достижение понимания. Таким образом, имеющиеся у обеих категорий детей выявленные особенности мыслительной деятельности и речи приводят к трудностям во взаимодействии с окружающим миром, освоения способов коммуникации и средств общения.
Инклюзивное образование – наиболее передовая система обучения детей с ОВЗ. Она даёт возможность не только «включить» в образовательный процесс всех детей, несмотря на их особенности развития, но и позволяет расширить охват нуждающихся детей необходимой им психолого-педагогической помощью. Инклюзивное образование позволяет осуществлять принципиально новый подход, при котором не ребенок «подгоняется» под существующие в образовательном учреждении условия и нормы, а, наоборот, вся система образования адаптируется под потребности и возможности конкретного ребенка.
Анализ теоретических изысканий и практической работы ведущих специалистов Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., Тумановой Т.В., Нищевой Н.В., Боряковой Н.Ю., Венгер Л. А., Стребелевой Е.А. показывает, что традиционный подход к преодолению интеллектуальных и речевых нарушений развития доказал свою эффективность, однако возникает острая необходимость поиска новых образовательных технологий, которые обеспечат развитие и перевод на качественно новый уровень каждого воспитанника в условиях инклюзивной группы при максимальном использовании ресурсов самих детей.
Для нас такой технологией стала технология решения изобретательских задач (ТРИЗ), разработанная Г.С.Альтшуллером, которая ставит целью развитие всех компонентов речи на основе активизации творческой мыслительной деятельности через решение изобретательских задач. Использование адаптированных методов ТРИЗ в процессе развития речи детей дошкольного возраста с ТНР и ЗПР способствует расширению коммуникативных навыков. Благодаря этой технологии дети учатся мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.[4] Для нас важно то, что методы и приёмы ТРИЗ позволяют более гибко организовать процесс обучения в инклюзивной группе, удовлетворяя потребности каждого ребёнка, включая детей с ОВЗ в социум. Разновозрастной состав группы способствует созданию ситуаций общения между детьми. Детям 5-6 лет такая организация работы позволяет активнее включаться в социум группы, преодолевая трудности коммуникации. Дети 6-7 лет в ходе совместных игр по ТРИЗ-технологии передают младшим свои знания, накопленный опыт.
Работа по данной технологии заключена в играх или игровых упражнениях, ведь именно игра является основным видом деятельности у детей дошкольного возраста. Это позволяет включать элементы ТРИЗ практически во все виды деятельности, в режимные моменты. При отборе игр и упражнений руководствуемся принципом «от простого к сложному».
В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста. В своей работе мы активно используем методы технологии, такие как «Имя признака», «Сужение поля поиска», «Морфологический анализ», «Составление загадок».
На первоначальном этапе проводим работу по ознакомлению детей с именами признаков и их значением, в ходе которой дети учатся анализировать, используя все органы чувств при исследовании объекта, контролировать и дифференцировать свои ощущения, выражать их в вербальной форме. Играя в игры «Передай картинку», «Узнай по описанию» дети учатся формулировать вопрос, отвечать предложениями с опорой на модели имен признаков, происходит развитие связной речи.
После того, как дети научатся выделять признаки у предложенного объекта, приступаем к изучению метода «Морфологический анализ», суть которого предполагает рождение нового оригинального творческого решения или образа путём системного перебора всех теоретически возможных вариантов решения или характеристик объекта. С помощью данного метода дети могут воплотить свои творческие фантазии, создавая новый образ объекта, комбинируя разные варианты характеристик. Результаты творческих фантазий ребята воплощают в рисунке или поделке из бросового материала.
Метод «Сужение поля поиска» или по-другому игра «Да - нет»учит точно и понятно формулировать вопросы, выделять наиболее значимые признаки, систематизировать предметы по общим характеристикам. Дети отгадывают объект с помощью наводящих вопросов, отвечая только «да» или «нет». Первоначально ставятся вопросы общего характера, затем более направленные и уточняющие.
Технология ТРИЗ позволяет научить ребенка составлять собственные загадки. Загадка - это логическая задача, в основе которой лежит проблемная ситуация. Эта форма работы способствует развитию мыслительной деятельности и навыков связной речи. Дети дошкольного возраста с ОВЗ учатся применять предлагаемую модель в виде табличек с вопросами. Дети последовательно отвечают на вопросы, педагог (позже сами дети) заполняет таблицу, помещая характеристики (цвет, форма, действие и др.) в виде условных обозначений имён признаков. После заполнения таблицы педагог просит детей составить загадку, вставляя между словосочетаниями связки «Как» или «Но не».
В дальнейшем пополняем образовательный процесс другими играми с учётом индивидуальных особенностей и уровнем развития детей инклюзивной группы.
Особенностью включения технологии в работе с детьми с ЗПР является использование игр с применением наглядной опоры, графических схем и других видов знаково-символических средств. Результативность применения технологии ТРИЗ для таких детей зависит от многократности их повторения. Поэтапное ознакомление детей старшего дошкольного возраста с ЗПР с элементами ТРИЗ технологии позволяет включаться в деятельность детям с разным уровнем развития, находить сильные стороны хотя бы на одном из этапов. Использование элементов ТРИЗ - технологии повышает интерес к деятельности и инициативу детей с ЗПР.
На наш взгляд, именно технология ТРИЗ формируют у детей с ОВЗ умение открыто взаимодействовать с окружающим миром, успешно коммуницировать со сверстниками. Применение технологии ТРИЗ позволяет достичь наиболее высоких результатов в коррекционной работе по развитию речи детей и творческой мыслительной деятельности.
Практика работы показала, что ТРИЗ-технология позволяет одновременно решать проориентационные задачи и задачи инклюзивного образования. Разнообразие методов ТРИЗ-технологии позволяет эффективно интегрировать их в образовательный процесс инклюзивной группы.
Список литературы:
Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ. – М.:
Владос
, 2013
Логопедия: Учебник для студентов
дефектол
.
фак
.
пед
. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской, М.:
Гуманит
. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
Понятийно-терминологический словарь логопеда / под ред. В. И. Селиверстова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. – 400 с.
Сидорчук
Т.А.,
Гуткович
И.Я. Формирование системного мышления дошкольников. – АО «Первая Образцовая типография», филиал «УЛЬЯНОВСКИЙ ДОМ ПЕЧАТИ», 2015.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат