Тема урока: «Операция по спасению словарей»
Ход урока
I. Организационный момент.
Звенит звонок веселый,
Настал открытий срок.
К познаниям готовы?
Тогда начнем урок!
II. Определение темы урока.
Учитель: Отгадайте, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке.
Если непонятно слово,
Если, как писать, не знаю,
Нету выхода иного –
Эту книгу открываю.
Здесь все четко, все правдиво...
Что за книга? Вот уж диво!
Нет, не диво, даже встарь
Был составлен тот...
Дети: … словарь.
III. Актуализация знаний учащихся о словарях.
Учитель: Все верно, ребята. Это словарь. А вы знаете, что в нашей стране 22 ноября отмечается День словарей и энциклопедий. Сегодня на уроке мы будем не только говорить о словарях, но и учиться работать с ними. Ребята, а какие словари вы знаете?
Дети: Толковый словарь, словарь синонимов, словарь антонимов, словарь однокоренных слов, орфографический словарь, орфоэпический словарь.
Учитель: А нужны ли словари людям? Какова их роль?
Минутка чистописания:
Учитель: Какая орфограмма в слове словарь? Подберите проверочное слово.
Сс Слова́рь (слово) Учитель: Посмотрите, какая книга у меня есть? Что написано? ("Толковый словарь русского языка")
– Сам словарь дает такое толкование этого слова. Словарь – это сборник слов (обычно в алфавитном порядке) с пояснением или переводом значения слов с одного языка на другой. Словарь - это книга, в которой собрано много слов с их пояснениями, толкованиями. Существует множество словарей. Хотя каждый из них рассказывает нам о словах что-то одно: например, как они пишутся, как образовались, на какой слог в слове падает ударение, какие родственные слова имеют.
IV. Работа над темой урока. Учитель: Ребята, сегодня на адрес нашей школы пришла телеграмма, для 2Б класса. Давайте прочитаем.
«Ребята, мы тоже учимся во втором классе, только на планете Марс. У нас случилась беда. Злые пришельцы с соседней планеты Юпитер заколдовали и спрятали все словари. А как же без них! Вы земляне находитесь ближе к солнцу и сердца ваши теплее и добрее. Вы не откажете нам в помощи. Но это не так просто. Сначала необходимо открыть шесть дверей и за последней дверью добыть волшебную шкатулку. В ней будет кодовое слово. Оно то и расколдует наши словари.
Учитель: Дети, мы поможем марсианам?
Учитель: Тогда - вперёд! За первой дверью спрятан словарь, который объясняет лексические значения слов. Что это за словарь?
Учитель: (Учитель показывает толковый словарь) Верно. Толковый словарь расскажет нам о лексическом значении слова. А что еще можно узнать из Толкового словаря? Дети: Можно узнать, сколько значений имеет слово.
Учитель: Откройте толковый словарь учебника, с. 138-140. Найдите однозначные и многозначные слова, прочитайте их лексические значения. Найдите слова, которые имеют три и больше лексических значений (Золотой, ключ) (Ответы детей.)
Учитель: Чтобы продвинуться дальше и открыть вторую дверь, нужно выполнить следующее задание.
Прочитайте предложение. Подумайте, почему в одном из слов стоит ударение? Валя очень любила и́рисы.
Учитель: Какой словарь учит нас правильному произношению слов?
Дети: Орфоэпический словарь.
Учитель: Правильно. (Учитель показывает орфоэпический словарь) А вы, ребята, умеете правильно произносить слова? Давайте проверим. Спишите слова и поставьте в них ударение.
Красивее, торты, свёкла, гербы, туфля, звонит, понял, столяр, банты, щавель, шарфы.
(Самостоятельная работа. Проверка осуществляется по орфоэпическому словарю учебника, с. 134)
Учитель: За третьей дверью пришельцы спрятали самый любезный и гостеприимный словарь. Ведь в нём мирно живут слова-родственники. О каком словаре идёт речь?
Учитель: Правильно. Вспомните, какие слова называются однокоренными?
Учитель: Словарь родственных слов предлагает вам в каждой группе найти однокоренные слова и объяснить свой выбор.
Листок, листик, лиса, листва, лист.
Гора, горячий, горный, гористая, горница, горка.
Домишко, домовой, домик, домино, дом, домашний.
Сор, сорняк, сорока, соринка, сорочка, сорить.
(Работа выполняется письменно с комментированием.)
Физкультминутка
Учитель: Отлично, ребята, вы справились и с этим заданием. И теперь перед нами четвёртая дверь. Какой словарь спрятан за нею? Этот словарь учит правильному написанию слов. Догадались?
Дети: Орфографический словарь.
Учитель: Правильно. (Учитель демонстрирует орфографический словарь) Орфографический словарь хочет проверить, хорошо ли вы знаете словарные слова. В словах потерялись гласные буквы, помогите их найти. Игра «Пропавшие буквы».
Схр, дрг, брз, рснк, втрк, бстр, рдн, грд, жлтй, хрш.
Учитель: Для вас нет ничего невозможного, вы и с этим справились! Молодцы! Грамотный человек должен правильно писать слова.
Нас ждет пятая дверь. За ней словарь противоположностей. Догадались, что это за словарь?
Дети: Словарь антонимов.
Учитель: Верно. (Учитель демонстрирует словарь)
Игра «Противоположности»
Детям раздаются карточки. В них они записывают антонимы к данным словам.
Частый, новый, темный, день, широкий, смеяться, война, восток, острый, крупный.
Учитель: Перед нами последняя дверь. Игра «Третий лишний» Перед вами группы слов. В каждой есть лишнее слово. Найдите его. Объясните свой выбор. Запишите оставшиеся слова. (Слова написаны на доске) Всадник, человек, наездник.
Красный, фиолетовый, алый.
Спасает, выручает, охраняет.
(Самостоятельная работа. Проверка.) Учитель: В каком словаре встречаются выписанные вами слова?
Учитель: Чтобы открыть последнюю дверь, вам предстоит выполнить непростое задание. Нужно отредактировать текст: заменить повторяющиеся слова их синонимами. Заяц - робкий зверёк. Он боится даже слабого шума. Из своего жилища робкий зайчонок выходит поздним вечером или ночью. Самыми главными врагами робкого зайца являются лисы и волки. Но зато робкий зайчишка быстро бегает и имеет отличный слух.
Несколько учеников читают отредактированные тексты.
Учитель: Молодцы, ребята, вы выполнили все задания, вернули словари (открывается выставка словарей из школьной библиотеки) и раздобыли волшебную шкатулку. Теперь осталось узнать кодовое слово, чтобы расколдовать словари. Давайте откроем шкатулку. Вы видите буквы.
Какое слово можно сложить из этих букв? Дети: Даль.
Учитель: Верно. Это и есть кодовое слово. Оно нам поможет, но сначала давайте узнаем, что об этом слове нам расскажет каждый словарь. Давайте разделимся на группы и поработаем со словарями. Что нужно знать, чтобы быстро найти слово в любом словаре?
Дети: Алфавит. Слова в словарях записаны в алфавитном порядке.
(Дети делятся на группы. Каждая группа получает словари, распределяет задания в группе)
(Проверка задания.) Учитель: Не случайно именно это слово помогло нам расколдовать словари. Это не просто слово, это фамилия очень знаменитого человека. (Фото и информация на слайде)
V. Подведение итогов урока. Рефлексия. (Заранее подготовленные ученики читают стихотворения о словарях) В жизни важны словари,
Знания дают они:
Как писать и как читать,
Как ошибок избежать!
Словарь поможет подобрать
Синонимы, антонимы,
Смысл разных слов истолковать,
Найти средь них омонимы.
Со словарём дружи всегда –
Умнее друга нет!
Поможет русский знать на пять,
Найти на всё ответ!
Учитель: Как хорошо, ребята, что мы смогли помочь марсианам. Теперь они, как и мы, могут обращаться к словарям за помощью. Ребята, как вы считаете, пригодятся ли вам в жизни словари? В каких ситуациях вы ими воспользуетесь? (Ответы детей.) А сейчас, пожалуйста, оцените урок и своё участие в нём с помощью смайлика. (Дети рисуют смайлики в тетради.)
Домашнее задание: составить словарик своего настроения или самых важных слов.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат