Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Могучий русский язык. Работа №67778

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Могучий русский язык
Работа:

Тема урока: «Операция по спасению словарей»

 

Ход урока

I. Организационный момент.

Звенит звонок веселый,

Настал открытий срок.

К познаниям готовы?

Тогда начнем урок!

II. Определение темы урока.

Учитель: Отгадайте, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке.

Если непонятно слово, 

Если, как писать, не знаю, 

Нету выхода иного – 

Эту книгу открываю. 

Здесь все четко, все правдиво... 

Что за книга? Вот уж диво! 

Нет, не диво, даже встарь 

Был составлен тот...

Дети: … словарь.

III. Актуализация знаний учащихся о словарях.

Учитель: Все верно, ребята. Это словарь. А вы знаете, что в нашей стране 22 ноября отмечается День словарей и энциклопедий. Сегодня на уроке мы будем не только говорить о словарях, но и учиться работать с ними. Ребята, а какие словари вы знаете?

Дети: Толковый словарь, словарь синонимов, словарь антонимов, словарь однокоренных слов, орфографический словарь, орфоэпический словарь.

Учитель: А нужны ли словари людям? Какова их роль?

Минутка чистописания:

Учитель: Какая орфограмма в слове словарь? Подберите проверочное слово.

Сс Слова́рь (слово) Учитель: Посмотрите, какая книга у меня есть? Что написано? ("Толковый словарь русского языка")

– Сам словарь дает такое толкование этого слова. Словарь – это сборник слов (обычно в алфавитном порядке) с пояснением или переводом значения слов с одного языка на другой. Словарь - это книга, в которой собрано много слов с их пояснениями, толкованиями. Существует множество словарей. Хотя каждый из них рассказывает нам о словах что-то одно: например, как они пишутся, как образовались, на какой слог в слове падает ударение, какие родственные слова имеют.

IV. Работа над темой урока. Учитель: Ребята, сегодня на адрес нашей школы пришла телеграмма, для 2Б класса. Давайте прочитаем.

«Ребята, мы тоже учимся во втором классе, только на планете Марс. У нас случилась беда. Злые пришельцы с соседней планеты Юпитер заколдовали и спрятали все словари. А как же без них! Вы земляне находитесь ближе к солнцу и сердца ваши теплее и добрее. Вы не откажете нам в помощи. Но это не так просто. Сначала необходимо открыть шесть дверей и за последней дверью добыть волшебную шкатулку. В ней будет кодовое слово. Оно то и расколдует наши словари.

Учитель: Дети, мы поможем марсианам?

Учитель: Тогда - вперёд! За первой дверью спрятан словарь, который объясняет лексические значения слов. Что это за словарь?

Учитель: (Учитель показывает толковый словарь) Верно. Толковый словарь расскажет нам о лексическом значении слова. А что еще можно узнать из Толкового словаря? Дети: Можно узнать, сколько значений имеет слово.

Учитель: Откройте толковый словарь учебника, с. 138-140. Найдите однозначные и многозначные слова, прочитайте их лексические значения. Найдите слова, которые имеют три и больше лексических значений (Золотой, ключ) (Ответы детей.)

Учитель: Чтобы продвинуться дальше и открыть вторую дверь, нужно выполнить следующее задание.

Прочитайте предложение. Подумайте, почему в одном из слов стоит ударение? Валя очень любила и́рисы.

Учитель: Какой словарь учит нас правильному произношению слов?

Дети: Орфоэпический словарь.

Учитель: Правильно. (Учитель показывает орфоэпический словарь) А вы, ребята, умеете правильно произносить слова? Давайте проверим. Спишите слова и поставьте в них ударение.

Красивее, торты, свёкла, гербы, туфля, звонит, понял, столяр, банты, щавель, шарфы.

(Самостоятельная работа. Проверка осуществляется по орфоэпическому словарю учебника, с. 134)

Учитель: За третьей дверью пришельцы спрятали самый любезный и гостеприимный словарь. Ведь в нём мирно живут слова-родственники. О каком словаре идёт речь?

Учитель: Правильно. Вспомните, какие слова называются однокоренными?

Учитель: Словарь родственных слов предлагает вам в каждой группе найти однокоренные слова и объяснить свой выбор.

Листок, листик, лиса, листва, лист.

Гора, горячий, горный, гористая, горница, горка.

Домишко, домовой, домик, домино, дом, домашний.

Сор, сорняк, сорока, соринка, сорочка, сорить.

(Работа выполняется письменно с комментированием.)

Физкультминутка

Учитель: Отлично, ребята, вы справились и с этим заданием. И теперь перед нами четвёртая дверь. Какой словарь спрятан за нею? Этот словарь учит правильному написанию слов. Догадались?

Дети: Орфографический словарь.

Учитель: Правильно. (Учитель демонстрирует орфографический словарь) Орфографический словарь хочет проверить, хорошо ли вы знаете словарные слова. В словах потерялись гласные буквы, помогите их найти. Игра «Пропавшие буквы».

Схр, дрг, брз, рснк, втрк, бстр, рдн, грд, жлтй, хрш.

Учитель: Для вас нет ничего невозможного, вы и с этим справились! Молодцы! Грамотный человек должен правильно писать слова.

Нас ждет пятая дверь. За ней словарь противоположностей. Догадались, что это за словарь?

Дети: Словарь антонимов.

Учитель: Верно. (Учитель демонстрирует словарь)

Игра «Противоположности»

Детям раздаются карточки. В них они записывают антонимы к данным словам.

Частый, новый, темный, день, широкий, смеяться, война, восток, острый, крупный.

Учитель: Перед нами последняя дверь. Игра «Третий лишний» Перед вами группы слов. В каждой есть лишнее слово. Найдите его. Объясните свой выбор. Запишите оставшиеся слова. (Слова написаны на доске) Всадник, человек, наездник.

Красный, фиолетовый, алый.

Спасает, выручает, охраняет.

(Самостоятельная работа. Проверка.) Учитель: В каком словаре встречаются выписанные вами слова?

Учитель: Чтобы открыть последнюю дверь, вам предстоит выполнить непростое задание. Нужно отредактировать текст: заменить повторяющиеся слова их синонимами. Заяц - робкий зверёк. Он боится даже слабого шума. Из своего жилища робкий зайчонок выходит поздним вечером или ночью. Самыми главными врагами робкого зайца являются лисы и волки. Но зато робкий зайчишка быстро бегает и имеет отличный слух.

Несколько учеников читают отредактированные тексты.

Учитель: Молодцы, ребята, вы выполнили все задания, вернули словари (открывается выставка словарей из школьной библиотеки) и раздобыли волшебную шкатулку. Теперь осталось узнать кодовое слово, чтобы расколдовать словари. Давайте откроем шкатулку. Вы видите буквы.

Какое слово можно сложить из этих букв? Дети: Даль.

Учитель: Верно. Это и есть кодовое слово. Оно нам поможет, но сначала давайте узнаем, что об этом слове нам расскажет каждый словарь. Давайте разделимся на группы и поработаем со словарями. Что нужно знать, чтобы быстро найти слово в любом словаре?

Дети: Алфавит. Слова в словарях записаны в алфавитном порядке.

(Дети делятся на группы. Каждая группа получает словари, распределяет задания в группе)

(Проверка задания.) Учитель: Не случайно именно это слово помогло нам расколдовать словари. Это не просто слово, это фамилия очень знаменитого человека. (Фото и информация на слайде)

V. Подведение итогов урока. Рефлексия. (Заранее подготовленные ученики читают стихотворения о словарях) В жизни важны словари,

Знания дают они:

Как писать и как читать,

Как ошибок избежать!

Словарь поможет подобрать

Синонимы, антонимы,

Смысл разных слов истолковать,

Найти средь них омонимы.

Со словарём дружи всегда –

Умнее друга нет!

Поможет русский знать на пять,

Найти на всё ответ!

Учитель: Как хорошо, ребята, что мы смогли помочь марсианам. Теперь они, как и мы, могут обращаться к словарям за помощью. Ребята, как вы считаете, пригодятся ли вам в жизни словари? В каких ситуациях вы ими воспользуетесь? (Ответы детей.) А сейчас, пожалуйста, оцените урок и своё участие в нём с помощью смайлика. (Дети рисуют смайлики в тетради.)

Домашнее задание: составить словарик своего настроения или самых важных слов.

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×