Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Методы и приемы формирования исследовательских навыков у учащихся на уроках биологии . Работа №67780

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Методы и приемы формирования исследовательских навыков у учащихся на уроках биологии
Работа:

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

 

Мороз Светлана Васильевна, учитель биологии

ГБУ ОО ЗО «Средняя общеобразовательная школа №13» г. Мелитополь

 

Аннотация. Статья рассматривает методы и приемы формирования исследовательских навыков у учащихся на уроках биологии. В статье описаны ключевые подходы к развитию у школьников навыков научного поиска, критического анализа и практической работы. Приводятся примеры эффективных методов, таких как проектная деятельность, лабораторные исследования, использование интерактивных технологий и научных экспериментов. Также обсуждаются рекомендации по внедрению данных методов в учебный процесс для повышения уровня научной компетенции учащихся.

Ключевые слова: исследовательские навыки, уроки биологии, проектная деятельность, лабораторные исследования, интерактивные технологии, научные эксперименты, критическое мышление.

 

Формирование исследовательских навыков у учащихся на уроках биологии является ключевым аспектом образовательного процесса, способствующим развитию у школьников способности к самостоятельному научному поиску и анализу информации. Эти навыки включают в себя умение ставить научные вопросы, проводить эксперименты, анализировать данные и делать обоснованные выводы. Для успешного формирования данных навыков используются разнообразные методы и приемы, направленные на активное вовлечение учащихся в научную деятельность.

Одним из эффективных методов является проектная деятельность. В рамках проектного обучения учащиеся работают над реальными задачами и проектами, связанными с биологией. Проектные работы могут включать в себя исследование экосистем, изучение биоразнообразия, разработку методов охраны окружающей среды и многие другие направления. Важно, чтобы проекты носили практическую направленность и были связаны с реальными проблемами. Это позволяет учащимся применить полученные знания на практике, развивая навыки планирования, выполнения и презентации научных исследований.

Лабораторные исследования также играют значительную роль в формировании исследовательских навыков. Лабораторные работы позволяют учащимся на практике применять методы биологических исследований, работать с различными инструментами и оборудованием. Проведение экспериментов, анализ полученных данных и интерпретация результатов способствуют развитию у школьников критического мышления и навыков научного анализа. Важно, чтобы лабораторные работы были разнообразными и охватывали различные аспекты биологии, такие как молекулярная биология, экология, физиология и ботаника.

Использование интерактивных технологий представляет собой еще один эффективный метод формирования исследовательских навыков. Современные технологии, такие как виртуальные лаборатории, симуляции и образовательные платформы, позволяют учащимся проводить исследования в интерактивной среде. Эти технологии способствуют более глубокому пониманию биологических процессов и позволяют моделировать сложные явления. Интерактивные платформы также предоставляют возможности для совместной работы, обмена данными и проведения дистанционных исследований.

Научные эксперименты и исследования помогают учащимся развивать практические навыки и применять теоретические знания. Проведение научных исследований может включать в себя сбор данных, их анализ, проведение наблюдений и тестирование гипотез. Важно, чтобы учащиеся имели возможность самостоятельно планировать и проводить эксперименты, а также обсуждать и критически оценивать результаты своей работы.

Другим важным аспектом является развитие навыков критического мышления. Для этого на уроках биологии используются различные приемы, такие как обсуждение научных статей, разбор научных казусов и проведение дебатов. Эти методы помогают учащимся формировать умение анализировать информацию, делать обоснованные выводы и аргументировать свою точку зрения.

Методы исследования и анализа данных также являются важными компонентами исследовательской деятельности. Учащиеся должны овладеть методами статистического анализа, научной интерпретации данных и написания научных отчетов. Работа с различными источниками информации, такими как научные журналы и базы данных, помогает им развивать навыки поиска и анализа информации.

Таким образом, формирование исследовательских навыков у учащихся на уроках биологии осуществляется через проектную деятельность, лабораторные исследования, использование интерактивных технологий и проведение научных экспериментов. Эти методы способствуют развитию у школьников критического мышления, навыков научного анализа и практического применения знаний. Интеграция данных подходов в образовательный процесс позволяет создавать условия для глубокого изучения биологии и подготовки учащихся к дальнейшей научной деятельности.

 

Список литературы

Алижанова

, Х. А. Формирование исследовательской компетентности обучающихся в рамках кружковой работы по биологии и экологии / Х. А.

Алижанова

, Т. Ш. Алиханова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 40 (330). — С. 202-205.

Бережная О.В., Смирнова Н.З. Организация исследовательского урока биологии в школе // Биология в школе № 2, 2014 г.

Громова Л.А. Организация проектной и исследовательской деятельности школьников: биология: 5-9 классы: метод. пособие. - М.: Вента-Граф, 2014. - 160 с.

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×