Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Формирование межкультурной компетенции через изучение немецкого языка. Работа №67872

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Формирование межкультурной компетенции через изучение немецкого языка
Работа:

ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА

 

Мигунова Евгения Юрьевна, учитель немецкого языка

МБОУ «Скороднянская СОШ»

 

Аннотация. В статье рассматриваются подходы и методы формирования межкультурной компетенции у учащихся через изучение немецкого языка. Описаны основные аспекты межкультурной компетенции, а также способы интеграции культурных элементов в процесс обучения. Приведены примеры упражнений и заданий, направленных на развитие у учащихся понимания культурных различий и навыков межкультурного общения.

Ключевые слова: межкультурная компетенция, немецкий язык, культурные различия, обучение языкам, межкультурное общение.

 

Формирование межкультурной компетенции является важной задачей при изучении иностранного языка, особенно в условиях глобализирующегося мира, где знание культурных особенностей других стран становится неотъемлемой частью успешного общения. Изучение немецкого языка предоставляет уникальные возможности для развития у учащихся навыков межкультурного взаимодействия, поскольку язык является носителем культуры и отражает особенности мировоззрения его носителей.

Одним из ключевых аспектов формирования межкультурной компетенции является знакомство с культурными традициями, обычаями и реалиями стран немецкоговорящего пространства. Это включает изучение праздников, обычаев, системы образования, социальной жизни и других аспектов, которые помогают учащимся лучше понять контекст общения на немецком языке. Например, изучение традиций празднования Рождества в Германии или особенностей немецкой школьной системы позволяет учащимся не только расширить свои знания, но и подготовиться к общению с носителями языка, учитывая их культурные особенности.

Интеграция аутентичных материалов, таких как немецкие фильмы, литература, новости и социальные медиа, также способствует формированию межкультурной компетенции. Эти ресурсы дают возможность учащимся познакомиться с современной культурой Германии и других немецкоговорящих стран, понять актуальные темы и проблемы, волнующие местное население. Например, просмотр немецких фильмов с последующим обсуждением помогает развивать навыки анализа культурных особенностей, учит их понимать и интерпретировать культурные коды, скрытые в языке и поведении героев.

Использование ролевых игр и симуляций, основанных на межкультурных сценариях, является еще одним эффективным методом. Ученики могут разыгрывать ситуации, в которых им нужно взаимодействовать с представителями другой культуры, обсуждать культурные различия и искать способы преодоления возможных недоразумений. Например, преподаватель может предложить сценарий деловой встречи между немецкими и российскими партнерами, где ученики должны учитывать культурные особенности общения и поведения каждой стороны. Это способствует развитию у учащихся гибкости в общении и готовности учитывать культурные различия.

Обсуждение стереотипов и предрассудков, связанных с различными культурами, также играет важную роль в формировании межкультурной компетенции. Преподаватели могут предложить учащимся проанализировать распространенные стереотипы о немцах, обсуждать их происхождение и проверять их соответствие реальности на основе изученного материала. Такой подход помогает ученикам критически осмысливать информацию, учит уважать и ценить культурное разнообразие.

Погружение в языковую среду, например, через участие в обменных программах, поездках в немецкоговорящие страны или общение с носителями языка, также является мощным инструментом формирования межкультурной компетенции. Прямой контакт с другой культурой позволяет учащимся на практике применять свои знания, учиться адаптироваться к новым условиям и понимать культурные различия на глубоком уровне. Даже если такой опыт невозможен, можно организовать онлайн-встречи или проекты с участием носителей языка, что также способствует развитию межкультурного общения.

Особое внимание следует уделять развитию у учеников навыков критического мышления и умения анализировать культурные контексты. Это может быть достигнуто через обсуждение культурных текстов, анализ поведения персонажей в литературных произведениях или фильмах, сравнение различных культурных подходов к решению социальных проблем. Преподаватели могут задавать вопросы, побуждающие учеников задуматься о том, как культура влияет на восприятие мира и межличностное общение, что помогает глубже понять и принять культурные различия.

Подводя итог вышесказанного, можно утверждать, что формирование межкультурной компетенции через изучение немецкого языка требует использования разнообразных методов и подходов, направленных на интеграцию культурных знаний в образовательный процесс. Знакомство с традициями, использование аутентичных материалов, ролевые игры, обсуждение стереотипов и погружение в языковую среду способствуют развитию у учеников навыков межкультурного общения, понимания и уважения к культурным различиям. Преподавателям важно активно внедрять эти методы в практику, создавая условия для всестороннего развития межкультурной компетенции у своих учащихся.

 

Список литературы

Брусиловская, Э. В. Иноязычная коммуникативная компетенция в условиях межкультурного взаимодействия / Э. В. Брусиловская // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика.

Москва: Московский государственный областной университет.

2013.

№ 1.

С. 15-21.

Мельникова Л.И.

Формирование межкультурной компетенции обучающихся 9-го класса средствами немецкого языка

/

«Наука

и практика в образовании: электронный научный журнал»

Выпуск № 2 (2) 2020 г.

– С. 29-48.

Филонова

, В. В. Межкультурная компетенция в целях обучения иностранным языкам для среднего (полног

о) образования (10-11

кл

.) / В. В. 

Филонова

. — Текст: непосредственный // Теория и практика образования в современном мире: материалы II

Междунар

. науч.

конф

. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — Санкт-Петербург: Реноме, 2012. — С. 102-104.

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×