Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Проектная деятельность на уроках биологии как способ развития критического мышления . Работа №67945

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Проектная деятельность на уроках биологии как способ развития критического мышления
Работа:

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

 

Колмык Виктория Николаевна, учитель биологии

ГБОУ ЛНР «Сватовская средняя школа им. Героя Советского Союза П.Л.Перепелицы»

 

Аннотация. В статье рассматривается проектная деятельность на уроках биологии как эффективный способ развития критического мышления у учащихся. Описываются основные методы и подходы, которые способствуют активному вовлечению школьников в процесс исследования, формированию навыков анализа и самостоятельного поиска решений. Приводятся примеры успешных проектов, направленных на углубление понимания биологических процессов и развитие критического мышления.

Ключевые слова: проектная деятельность, биология, критическое мышление, школьное образование, методы обучения.

 

Проектная деятельность на уроках биологии представляет собой один из наиболее эффективных методов, направленных на развитие критического мышления у учащихся. В условиях, когда школьное образование должно не только передавать знания, но и формировать навыки анализа, синтеза информации и самостоятельного решения проблем, проектный метод становится особенно актуальным.

Проектная деятельность предполагает выполнение учащимися самостоятельных или групповых исследований по актуальным темам, связанным с биологией. Проекты могут охватывать широкий спектр вопросов — от изучения экосистем и биоразнообразия до анализа воздействия антропогенных факторов на окружающую среду. В процессе работы над проектами учащиеся учатся задавать правильные вопросы, проводить исследования, собирать и анализировать данные, а также представлять свои результаты. Все эти действия способствуют развитию критического мышления, необходимого для решения сложных задач в реальной жизни.

Одним из ключевых аспектов проектной деятельности является постановка проблемы. Учащиеся должны самостоятельно определить тему проекта, которая будет представлять для них интерес и иметь практическую значимость. Например, проект может быть посвящен исследованию влияния загрязнения воздуха на здоровье растений в школьном саду. Постановка проблемы требует от учеников критического осмысления ситуации, поиска информации и определения целей исследования.

Следующим этапом проектной деятельности является планирование и проведение исследования. Учащиеся разрабатывают план проекта, выбирают методы исследования, определяют, какие данные им необходимо собрать и как они будут анализировать результаты. Например, в проекте по изучению биоразнообразия в местном парке школьники могут использовать методы полевых наблюдений, анкетирования или экспериментов. Этот этап требует от учащихся умения критически оценивать различные подходы к исследованию и выбирать наиболее эффективные из них.

Проектная деятельность также предполагает анализ и интерпретацию данных. Учащиеся учатся систематизировать собранные данные, анализировать их и делать выводы. Например, после проведения исследования учащиеся могут проанализировать, как различные виды растений реагируют на изменения в окружающей среде, и представить свои выводы в форме диаграмм, таблиц или презентаций. Этот этап проекта требует от учеников критического подхода к обработке информации и способности делать обоснованные выводы.

Важным элементом проектной деятельности является презентация результатов. Учащиеся должны уметь четко и логично представить результаты своего исследования, обосновать сделанные выводы и ответить на вопросы аудитории. Это развивает у них навыки аргументации и публичных выступлений, которые также являются важной частью критического мышления. Презентация может проводиться в виде доклада на уроке, создания плаката или даже видеоролика, что позволяет школьникам продемонстрировать свои достижения перед классом и учителем.

Примером успешного проекта может быть исследование влияния удобрений на рост растений. Учащиеся могут провести серию экспериментов с различными видами удобрений, собрать данные о росте растений и проанализировать результаты, чтобы выяснить, какое удобрение наиболее эффективно. Этот проект позволяет ученикам не только углубить свои знания по биологии, но и развить критическое мышление, так как они должны оценить результаты экспериментов, выявить закономерности и сделать выводы на основе полученных данных.

В заключение следует отметить, что проектная деятельность на уроках биологии является мощным инструментом для развития критического мышления у учащихся. Этот метод обучения позволяет школьникам самостоятельно исследовать биологические процессы, анализировать полученные данные и делать выводы на основе собственного опыта. Проектная деятельность способствует формированию у учащихся навыков, необходимых для успешной учебы и дальнейшей профессиональной деятельности, делая процесс обучения более интересным и значимым.

 

Список литературы

Богомолова А. А. Организация проектной исследовательской деятельности учащихся./ А. А. Богомолова // Биология в школе. – 2006. - № 5. – с. 35 – 38

Кравченко, Т. Ю. Развитие критического мышления и творческого потенциала учащихся через проектную деятельность на уроках биологии / Т. Ю. Кравченко. —

Текст :

непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 23 (470). — С. 542-544.

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×