Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Логопедические игры и упражнения для формирования лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста . Работа №67973

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Логопедические игры и упражнения для формирования лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста
Работа:

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Ольхова Алла Юрьевна, учитель-логопед

МБОУ «СОШ села Лорино»

 

Аннотация. В статье рассматриваются логопедические игры и упражнения, направленные на формирование лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. Описаны основные подходы к организации занятий, а также представлены примеры эффективных игровых методов и упражнений, которые способствуют развитию речи у детей. Даны рекомендации для логопедов и воспитателей по использованию игр и упражнений в коррекционно-развивающей работе.

Ключевые слова: лексико-грамматический строй речи, дошкольный возраст, логопедические игры, речевое развитие, коррекционная работа.

 

Формирование лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста является одной из ключевых задач в логопедической практике. Лексико-грамматический строй речи включает в себя овладение грамматическими нормами языка, правильное употребление слов в речи, согласование слов в предложении, умение строить развернутые высказывания. Для успешного развития этих навыков у детей важно использовать разнообразные логопедические игры и упражнения, которые помогают сделать процесс обучения увлекательным и эффективным.

Одним из эффективных методов развития лексико-грамматического строя речи являются сюжетно-ролевые игры. В процессе таких игр дети осваивают грамматические конструкции, учатся согласовывать слова в предложении, пополняют словарный запас. Например, игра "Магазин" помогает детям учиться правильно употреблять слова в единственном и множественном числе, согласовывать существительные и прилагательные. Дети могут "покупать" и "продавать" товары, используя правильные грамматические формы, что способствует закреплению грамматических навыков в игровой форме.

Игры на развитие словаря и семантических полей также играют важную роль в логопедической работе. Например, игра "Кто где живет?" помогает детям закрепить знания о животных и их местах обитания, развивает умение правильно употреблять предлоги и согласовывать существительные с прилагательными. В этой игре логопед показывает детям картинки с изображениями животных и предлагает назвать, где живет каждое животное, используя правильные грамматические конструкции. Такие игры помогают детям лучше усваивать новые слова и их употребление в речи.

Для развития умения строить развернутые высказывания и связные тексты используются игры на составление предложений и рассказов. Например, логопед может предложить детям игру "Составь рассказ по картинке". Дети должны описать, что изображено на картинке, кто что делает, какие предметы присутствуют, а затем составить связный рассказ. Такая игра развивает навыки построения предложений, учит детей логически и последовательно излагать свои мысли, используя правильные грамматические формы.

Упражнения на согласование слов в предложении помогают детям овладеть грамматическими нормами языка. Например, упражнение "Подбери правильное слово" предлагает детям выбрать подходящее по смыслу и грамматике слово для завершения предложения. Логопед может использовать карточки с написанными на них словами и предложениями, которые дети должны завершить, правильно согласовав слова. Такие упражнения развивают внимание к грамматическим формам, учат детей правильно строить предложения и употреблять слова в соответствии с их лексическим значением.

Игры на развитие грамматического слуха также важны для формирования лексико-грамматического строя речи. Например, игра "Исправь ошибку" предлагает детям найти и исправить грамматические ошибки в предложениях. Логопед читает детям предложения с умышленными ошибками, и дети должны их заметить и исправить. Эта игра развивает умение слышать и анализировать грамматические конструкции, что способствует лучшему усвоению правил языка.

Для успешной коррекционной работы важно создавать условия, способствующие активному речевому взаимодействию детей. Коллективные игры, работа в парах и группах, творческие задания и проекты помогают детям развивать речевые навыки в непринужденной и поддерживающей среде. Важно, чтобы игры были разнообразными, соответствовали уровню развития детей и стимулировали их интерес к речевой деятельности.

Приведённый в работе материал позволяет понять, что логопедические игры и упражнения играют важную роль в формировании лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. Использование сюжетно-ролевых игр, упражнений на развитие словаря, составление предложений и рассказов, а также игры на согласование слов и развитие грамматического слуха способствуют успешному развитию речи у детей. Важно также создавать условия для активного речевого взаимодействия, чтобы каждый ребенок мог развивать свои речевые способности в игровой и поддерживающей среде.

 

Список литературы

Б

урачевская

, О. В. Интерактивные приемы развития лексико-грамматической базы речи у детей дошкольного возраста / О. В.

Бурачевская

. — Текст: непосредственный // Актуальные задачи педагогики: материалы VII

Междунар

. науч.

конф

. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 113-117.

Гордеева И. А. Интерактивные развивающие игры с использованием информационно-коммуникативных технологий в работе логопеда [Текст] /

И.

 

А. Гордеева // Инновационные тенденции развития системы образования: материалы IV

Междунар

. науч.–практ.

конф

. (Чебоксары, 27 март 2015 г.) /

редкол

.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — С. 149–150.

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×