Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Формирование у школьников навыков риторики через работу с литературными текстами на уроках литературы. Работа №67990

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Формирование у школьников навыков риторики через работу с литературными текстами на уроках литературы
Работа:

Формирование у школьников навыков риторики через работу с литературными текстами на уроках литературы

 

Кузнецова Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы

МОУ «Агаповская СОШ № 1 им. П.А. Скачкова»

 

Аннотация. Статья посвящена формированию риторических навыков у школьников через анализ и интерпретацию литературных произведений. Автор подчеркивает значимость работы с текстами для развития критического мышления, аргументации и публичного выступления. Рассматриваются практические задания и упражнения, которые позволяют ученикам не только лучше понять содержание произведений, но и научиться выражать свои мысли грамотно и убедительно.

Ключевые слова: риторика, навыки, анализ, интерпретация, критическое мышление, аргументация, публичное выступление.

 

Формирование у школьников навыков риторики через работу с литературными текстами на уроках литературы имеет высокое значение в современной образовательной практике. Риторические навыки, такие как умение убеждать, аргументировать, выступать перед аудиторией, критически мыслить и эффективно выражать свои мысли, являются неотъемлемой частью коммуникативной компетенции. Развитие этих умений уже на стадии обучения в школе позволяет не только лучше овладеть искусством общения, но и успешно справляться с различными жизненными ситуациями.

Использование литературных текстов на уроках литературы является эффективным способом формирования у школьников навыков риторики. Анализируя произведения классической и современной литературы, учащиеся учатся выявлять особенности стиля авторов, понимать их интонацию и тон, а также учатся аргументированно выражать свои мысли. Работа с текстами помогает развивать умение строить логически связанные высказывания, выбирать подходящие аргументы и убедительно их излагать.

Кроме того, анализ литературных произведений способствует развитию внимания к деталям и тонкостям текста, что важно для улучшения коммуникативных навыков. Школьники, изучая язык и стиль авторов, учатся подбирать подходящие выразительные средства для передачи своих мыслей и эмоций. Также работа с текстами способствует формированию слушательской риторики - способности внимательно слушать и анализировать высказывания других людей.

В результате такого подхода к урокам литературы школьники не только улучшают свои навыки анализа текстов и понимания художественной литературы, но также успешно развивают навыки риторики, которые помогут им в общении, презентациях и обсуждениях в будущем.

Для формирования у школьников навыков риторики на уроках литературы широко используются разнообразные методы работы с текстами. Один из таких методов - анализ литературных произведений с целью выделения приемов риторики, используемых автором. Учащиеся изучают, каким образом писатели строят свои выступления, создают образы и убеждают аудиторию. Этот анализ позволяет ученикам не только понять структуру текста, но и осознать силу слова и эмоционального воздействия на слушателя.

Другим методом работы с текстами является проведение уроков декламации, на которых ученики изучают и интерпретируют произведения, развивая навыки выразительного чтения. Через декламацию школьники обучаются выбору интонации, пауз, акцентов, что помогает им научиться выделять ключевые моменты текста и передавать их с определенной интонацией.

Также важным методом является практическая работа над составлением и выстраиванием собственных речей на основе изученных литературных образцов. Обучающиеся могут создавать свои монологи, диалоги, или сценки, моделируя структуру и стиль выступления, а также работая над логикой и аргументацией своих высказываний.

Таким образом, работа с литературными текстами на уроках литературы является эффективным способом формирования у школьников навыков риторики, помогая им развить умение убеждать, выстраивать аргументы и выразительно выступать перед аудиторией.

На уроках литературы школьники могут эффективно формировать навыки риторики через разнообразные практические задания и упражнения. Одним из таких заданий может быть анализ речи персонажей в литературных произведениях. Учащиеся могут выявлять особенности стиля речи героев, а также анализировать, каким образом автор использует языковые средства для создания эффекта на читателя. Для развития риторической компетенции полезно также проводить устные выступления по теме произведения, где школьники могут демонстрировать свои навыки убеждения и умения выстраивать логическую цепочку аргументов. Кроме того, можно предложить учащимся самим создавать речь для персонажей или писать свои речи на заданную тему, что позволит им оттачивать навыки аргументации и выразительности. Важно, чтобы практические занятия были интерактивными и стимулировали учащихся к развитию и совершенствованию своих навыков риторики.

 

Список литературы

Голованова

Д

.

А

.,

Кудинова

Р

.

И

.,

Михайлова

Е

.

В

.

Русский

язык

и

культура

речи

.

Краткий

курс

.

«Окей

-

книга»

, 2009

.

Мязина

,

Т

.

А

.

Развитие

устной

речи

обучающихся

на

уроках

литературы

/

Т

.

А

.

Мязина

.

Текст

:

непосредственный

//

Молодой

ученый

.

2017.

19 (153).

С

. 310-313.

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×