Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Читательская грамотность на уроках истории: развитие навыков анализа и критического мышления . Работа №68002

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Читательская грамотность на уроках истории: развитие навыков анализа и критического мышления
Работа:

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ НА УРОКАХ ИСТОРИИ: РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ АНАЛИЗА И КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

 

Теньковский Александр Петрович, преподаватель истории и обществознания

ГБПОУ Филиал Братского Педагогического колледжа в городе Тулун

 

Аннотация. В статье рассматривается значение читательской грамотности на уроках истории, ее роль в развитии навыков анализа и критического мышления у учащихся. Описаны методы и приемы, которые помогают глубже понимать и критически оценивать исторические тексты, что способствует формированию осознанного и ответственного отношения к изучению истории.

Ключевые слова: читательская грамотность, история, критическое мышление, анализ текста, первоисточники, активное чтение, историческое образование.

 

Читательская грамотность на уроках истории играет ключевую роль в развитии у учащихся навыков анализа и критического мышления, что особенно важно в современном образовательном контексте. Умение осмысленно читать и интерпретировать тексты различных типов — от исторических документов до научных статей и литературных произведений — позволяет студентам не только лучше усваивать информацию, но и сформировать глубокое понимание исторических процессов и их значимости для современности. На уроках истории развитие читательской грамотности становится основой для критического осмысления источников, анализа событий и формирования обоснованных выводов.

Читательская грамотность требует от учащихся умения не просто прочитать текст, но и понять его структуру, выделить ключевые идеи, оценить достоверность информации и провести критический анализ содержимого. В процессе обучения истории это особенно важно, поскольку исторические тексты часто содержат сложные термины, описывают события с различных точек зрения и требуют от читателя осмысления контекста, в котором они были созданы. Например, при анализе отрывка из летописи или мемуаров учащиеся должны уметь различать факты и субъективные суждения, понимать мотивы автора и учитывать историческую обстановку, чтобы избежать упрощенных или ошибочных интерпретаций.

Для развития читательской грамотности на уроках истории преподаватели могут использовать разнообразные методики и задания, направленные на углубление понимания текста и развитие аналитических способностей. Одним из эффективных приемов является работа с первоисточниками, где учащиеся самостоятельно исследуют исторические документы, письма, дневники или официальные акты. Преподаватель может предложить студентам сравнить несколько источников, описывающих одно и то же событие, чтобы выявить различия в интерпретации фактов и обсудить, как эти различия могут быть связаны с целями и убеждениями авторов. Такой подход способствует формированию у учащихся умения работать с первоисточниками и критически оценивать информацию.

Еще один важный аспект развития читательской грамотности на уроках истории — это интеграция методов активного чтения, таких как аннотирование, создание таблиц и схем, выделение ключевых слов и понятий. Эти методы помогают учащимся более эффективно усваивать информацию, систематизировать её и готовиться к анализу. Например, при чтении текста о Великой французской революции учащиеся могут составлять таблицу с перечислением основных причин, этапов и последствий революции, что позволяет лучше понять логику событий и их взаимосвязь. Такой подход развивает у студентов способность структурировать знания и делать осознанные выводы.

Особое внимание в процессе обучения стоит уделять развитию критического мышления, которое является неотъемлемой частью читательской грамотности. Умение ставить под сомнение предложенные интерпретации, задавать вопросы о достоверности источников и рассматривать альтернативные точки зрения помогает учащимся более глубоко понимать исторический материал. Преподаватель может предложить студентам обсудить различные гипотезы о причинах и последствиях определенных исторических событий, приводя аргументы «за» и «против» каждой из них. Например, дискуссия о том, что стало основной причиной падения Римской империи, может включать анализ политических, экономических, военных и культурных факторов, что развивает у учащихся навыки критического анализа и логического мышления.

Читательская грамотность на уроках истории также включает в себя работу с современными источниками информации, такими как статьи, научные исследования и публикации в СМИ. Учащиеся должны уметь находить, анализировать и сопоставлять данные из различных источников, чтобы формировать своё мнение и делать обоснованные выводы. Например, исследование современной трактовки исторического события в различных СМИ может помочь студентам понять, как меняется восприятие истории в зависимости от контекста и аудитории, а также научиться критически оценивать источники в условиях информационной перегруженности.

Таким образом, развитие читательской грамотности на уроках истории — это важнейшая задача, которая помогает учащимся не только осваивать факты, но и понимать их глубинное значение, развивать навыки анализа и критического мышления. Эти навыки необходимы не только для успешного обучения, но и для формирования осознанной и ответственной гражданской позиции, что особенно актуально в современном мире, где умение критически воспринимать информацию становится залогом интеллектуальной и социальной зрелости.

 

Список литературы

Акимова О.Б. О читательской грамотности /

О.Б.Акимова

// Язык

и актуальные проблемы образования: Материалы Международной научно-практической конференции, Москва, 31 января 2018 года/Под ред.

Е.И.Артамоновой

,

О.С.Ушаковой

. – Москва: Некоммерческое партнерство «Международная академия наук педагогического образования»,

2018. – С. 63-66.

Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей

общеобр

. учреждений / С.И. Заир-Бек, И.В.

Муштавинская

. — М.: Просвещение, 2011.

Цукерман

Г.А. Оценка читательской грамотности. /

Г.А.Цукерман

/ Материалы к

обсуж

дению.—

М.: РАО, 2010 г.

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×