Морковкин Сергей Николаевич,
учитель трудового обучения высшей категории
ОГКОУ «Ивановская школа-интернат № 3»
Практико – ориентированное обучение на уроках
штукатурно-малярного дела.
Организация уроков штукатурно-малярного дела ориентирована на добровольное включение ученика в деятельность. Создание нестандартных ситуаций на уроке, использование проблемно-поискового метода обучения способствует развитию познавательного интереса и внимания к учебному материалу, активности учащихся и снятию усталости. Кроме того, обучающиеся должны не только обладать определенным запасом знаний, но и быть готовыми к участию в практической деятельности, уметь адаптироваться к условиям жизни.
Проблемные методы формируют у ребенка, познавательный интерес и творческое мышление высокий уровень активности, умение находить оптимальные решения, предсказывать результат. При решении проблемной ситуации есть выбор из двух или более возможностей. Она обеспечивает постоянную активность учащихся, выражается в поиске несоответствий, в собственной постановке новых вопросов и проблем. Каждая неудача рождает познавательную проблему. Наша задача создать такое содержание теоретических и практических занятий, которое не навязывало бы ученику чужие решения и ответы, а заставляло его размышлять и находить самому ответы на поставленные вопросы. Использование отдельных проблемных ситуаций в обучении может в некоторой степени активизировать процесс усвоения материала. Важно чтобы в процессе трудового обучения учащиеся не просто выполняли трудовые задания по готовым «клеше», а стремились вносить в них свои, даже самые маленькие изменения.
Использование технологии проблемного обучения помогает продуктивно решать задачи:
научить учащихся мыслить логически, творчески;
сделать учебный материал более доказательным и убедительным для учащихся;
вводить в свою практику формы организации образовательного процесса, которые способствуют формированию прочных знаний на основе самостоятельно добытых учащимися сведений;
использовать активные методы обучения, способы и приемы, направленные на обеспечение развития познавательной активности школьников, формирование элементарных навыков поисковой и исследовательской деятельности
.
Для успешного выполнения поставленных задач большое значение имеют и доброжелательные отношения между учениками и учителем. Я всегда выбираю такой стиль общения с учащимися, чтобы они видели свои достижения, а о недостатках стараюсь говорить в форме мягкого замечания. Они должны знать, что задачи, поставленные перед ними выполнимы, призываю их не бояться ошибок, ведь они только учатся: «Ошибка – не враг, а всего лишь препятствие, которое надо преодолеть на пути к цели!» Оценивая учеников, я ставлю оценку не за отдельный ответ, а за всю работу на уроке, что тоже повышает мотивацию к активному участию на протяжении всего урока. Так же очень важно, чтобы ребята с удовольствием работали в группе, а общаясь друг с другом, умели прислушиваться к мнению товарища, безбоязненно высказывали свою точку зрения, оказывали взаимопомощь.
Решение проблемной ситуации начинается с ее осознания и обсуждения, затем выдвигаются различные предложения по ее решению («Корзина идей», «Мозговой штурм» самое главное на этом этапе, это выслушать мнения всех учеников не критикуя и не оценивая (даже если они являются абсурдными), а затем все идеи и предложения осмысливаются и анализируются, постепенно должны исчезнуть все неправильные или некорректные утверждения, возможно постановка опытов или проб, и наконец совместный выбор подходящего (лучшего) варианта решения проблемы и общий вывод.
Однажды после практических работ с сухой штукатуркой мы решали проблемную ситуацию «Что делать с остатками гипсокартона?» Ведь выбросить на помойку, как-то не по-хозяйски; хранить обрезки особо негде? Один из учеников сказал: «Да на что они еще могут сгодиться?» Вопрос ушел в «народ». Ребята стали сами обсуждать проблему, организовав круглый стол (это пример применения метода мозгового штурма на практике, не по инициативе учителя, а как рабочий метод поиска решения проблемы). Предложения сыпались разные «отдать в хорошие руки», «да просто выбросить», «сделать что-нибудь». Все!...Слово «СДЕЛАТЬ» прозвучало, мысль заработала с новой силой. Так в итоге родился наш первый проект. Устойчивый интерес появляется, тогда, когда дети чувствуют, что они делают кому-то что-то нужное. Все наши проекты социально-значимые: мы делали панно для спален и игровой из остатков ГВЛ, выполняли косметический ремонт школьных помещений. В процессе работы перед учащимися стояло много проблемных ситуаций, из которых они также выходили совместными обсуждениями и принятиями более рациональных вариантов решения проблемы. Таким образом, ребята, делая что-то на общее благо, получают не только профессиональный опыт, но и чувствуют свою принадлежность к общему делу, учатся взаимодействовать в команде, сообща решать возникающие проблемы.
Конечно, организация образовательного процесса по методу проблемного обучения — достаточно сложная и трудоемкая работа, но ее можно реализовать на любом предметном содержании и любой образовательной ступени. Практика доказывает, что такие уроки эффективны для развития творческого мышления. Ученики лучше запоминают материал, активнее включаются в процесс, повышается их мотивация к учебе, снижаются нервно-психические нагрузки за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат