Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Инновационные технологии в работе с детьми дошкольного возраста в период адаптации . Работа №68066

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Инновационные технологии в работе с детьми дошкольного возраста в период адаптации
Работа:

Инновационные технологии в работе с детьми

дошкольного возраста в период адаптации

 

Белозерова Евгения Викторовна

педагог-психолог

муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 1»

городского округа Самара

 

Дошкольное образование играет ключевую роль в формировании личности ребенка и задает основы его развития. Важно, чтобы в этом периоде были созданы условия для полноценного развития психических и социальных навыков, а также формирования ценностей и отношения к себе и окружающему миру.

Эмоциональное благополучие ребенка играет важную роль в его психологическом здоровье. Это означает, что чувство уверенности, защищенности и понимания способствуют нормальному развитию личности. Важно с самого детства уделять внимание формированию положительных отношений с самим собой, со сверстниками, с взрослыми, а также развитию эмпатии и умению понимать чувства других людей.

Особое внимание следует уделять способности ребенка определять и управлять своими эмоциями, а также способности понимать эмоциональное состояние окружающих. Это поможет ребенку лучше адаптироваться в обществе, развивать эмпатию и строить здоровые отношения с другими людьми.

Поддержание эмоционального благополучия детей в дошкольном возрасте является важной задачей для родителей, педагогов и общества в целом. Только обеспечивая детям психологическое комфортное окружение и позитивные эмоциональные взаимодействия, можно помочь им стать уверенными, сбалансированными личностями.

О раннем зарождении эмоционального фундамента личности, говорит современный американский психолог D. Goleman: «Эмоциональные возможности, которые дети приобретают в последующей жизни, закладываются в самых ранних годах, что является основой для таких качеств личности, как: уверенность, любознательность, внутреннее желание действовать, самоконтроль, адекватность, способность к коммуникации, сотрудничеству». Поэтому очень важно для дальнейшего становление личности благоприятное эмоциональное развитие в дошкольном возрасте [2].

Игра с камнями, песком и зернобобовыми – доступный и эффективный способ психотерапевтического воздействия на эмоциональную сферу человека. Эмоциональная сфера является неотъемлемым компонентом психики человека.

Эмоции — особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих форму непосредственного переживания (радость, горе, страх и т. п.). Эмоции как специфические субъективные переживания ярко окрашивают то, что человек ощущает, воображает, мыслит. В детском возрасте эмоции играют еще более важную роль: они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее.

Игра с камнями, песком и зернобобовыми действительно может быть отличным инструментом для работы с эмоциональной сферой человека, включая детей. При помощи таких материалов можно исследовать, выражать и регулировать свои эмоции, осознавать их и находить способы их преобразования.

Эмоциональный тон ощущений - наиболее раннее явление эмоциональной природы, связанное с переживанием удовольствия и неудовольствия в процессе ощущения. Эмоциональный тон окрашивает не целостный объект или ситуацию, а отдельное воспринимаемое ощущение (например, запах, вкус, прикосновение, звук, цвет или форму объекта) [3].

Использование игровых методик с камнями, песком и зернобобовыми для работы с детьми действительно представляет собой инновационный подход, который позволяет выразить внутренние переживания и эмоции ребенка через творческую деятельность. Игра является естественным способом для детей выражать себя, понимать окружающий мир и осваивать новые навыки. Поэтому важно обращать особое внимание на использование таких методов в процессе адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Психотерапевтический подход с использованием камней способствует не только развитию коммуникативных навыков, но и позволяет детям осознать себя и свои эмоции через символические образы. Камнетерапия направлена на стимулирование творческого мышления, самовыражения и саморазвития, а также на преображение реальности и внутреннего мира.

Эффективное использование камнетерапии способствует улучшению эмоционального состояния детей и помогает им лучше понимать и контролировать свои чувства. При этом игры с камнями могут быть эффективным инструментом в работе с детьми, испытывающими трудности в общении, склонными к конфликтам или тревожности. Они способствуют установлению эмоционального контакта, формированию взаимопомощи и партнерства между детьми и взрослыми.

Таким образом, игры с камнями и другими материалами имеют большой потенциал для психологической помощи детям и развития их эмоционального интеллекта, они способствуют формированию ключевых навыков и умений, необходимых для успешного взаимодействия с окружающим миром.

Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) представляет собой сложный период изменений, сопровождающийся его адаптацией к новой среде. Переход из привычной семейной обстановки в уникальную микросреду ДОУ существенно отличается от предыдущих условий, что требует особого внимания и поддержки.

Важными особенностями дошкольного образовательного учреждения являются:

- продолжительное совместное пребывание большого числа детей, что повышает риск заражения и усталости, особенно при рассмотрении текущей эпидемиологической обстановки;

- наличие определенных педагогических стандартов в обращении с воспитанниками, которые могут быть непривычными для ребенка и вызвать у него негативные эмоциональные и поведенческие реакции.

Процесс адаптации к новым условиям часто сопровождается развитием адаптационного синдрома, который в определенных случаях оказывает неблагоприятное воздействие на здоровье ребенка. Наблюдение, понимание и своевременное реагирование на проявления адаптационных трудностей играют ключевую роль в обеспечении благополучного приспособления ребенка к новой среде ДОУ.

Рассмотрение этих аспектов позволяет учитывать особенности переходного периода и способствует созданию условий, способствующих успешной адаптации малышей к дошкольному учреждению.

Особенности адаптации детей к детскому саду:

п

реобладание отрицательных эмоций, страх, гнев

;

н

ежелание вступать в контакт ни со сверстниками, ни с взрослыми

;

с

нижение двигательной активности от чрезмерного возрастания до заторможенности

;

у

трата навыков самообслуживания

;

с

нижение аппетита, нарушение сна, регресс речи

;

с

нижение познавательной активности

.

Цели практического применения инновационных технологий в адаптационном периоде:

стабилизация психических процессов, снижение у детей эмоциональных проблем.

Задачи:

сн

имать

эмоциональн

ые

и телесн

ые

напряжения;

разви

вать

умения переключаться с активной деятельности на пассивную;

развивать

способност

ь

внимательно и терпеливо слушать других;

разви

вать

игровы

е

навык

и и

произвольно

е

поведени

е

;

воспит

ывать

эстетическо

е

отношени

е

к

природным материалам.

Игры с камешками являются естественной и доступной формой деятельности для каждого ребенка. В детском возрасте дети иногда испытывают трудности в выражении своих переживаний и страхов словами, и именно здесь игры с камешками могут стать эффективным средством помощи.

Игра с камешками – способствует снятию усталости, напряжения, разрешения негативных эмоциональных переживаний. Эти образы проявляются в символической форме в процессе взаимодействия и создания творческого продукта – композиции из камней.

Камнетерапия хорошо сочетается с другими видами арт-терапии, такими как песочная терапия, крупотерапия и др. Такое сочетание способствует развитию творческих способностей дошкольников.

Особую ценность камнетерапия приобретает в области коммуникативной деятельности и личностного развития дошкольника, так как включает в себя образовательные, воспитательные и культурные аспекты, способствуя развитию духовно-эстетических и творческих потенциалов личности ребенка.

Процесс работы с камнями может включать следующие этапы:

Знакомство с материалом.

Сенсорная игра с камнями.

Проведение различных игр и упражнений с использованием камешков.

Построение сюжетных линий и создание различных композиций из камней.

Развитие творческих способностей путем создания мультфильма или иного произведения искусства на основе камней.

Эти этапы могут способствовать разностороннему развитию ребенка и помочь ему выразить свои эмоции и чувства в творческой форме.

Работа с камнями в рамках терапевтических методов организуется индивидуально с учетом особенностей каждого ребенка. Подбор упражнений и материалов осуществляется с учетом наличия у детей моторных нарушений. Для детей с нарушениями моторики рекомендуется использовать специально подобранные камни начальной формы - крупные, продолговатой формы, с шероховатой поверхностью. Это поможет начать работу над улучшением моторных навыков и координации движений.

В процессе развития моторных умений у ребенка рекомендуется постепенно заменять камни на более круглые, мелкие и гладкие, чтобы стимулировать различные двигательные навыки. Важно учитывать особенности восприятия каждым ребенком камней, а также ориентироваться на индивидуальные возможности и особенности каждого ребенка.

Усложнение упражнений и игр должно происходить по мере расширения индивидуальных возможностей детей. Это позволит постепенно развивать и улучшать моторику, координацию и тактильные навыки у детей с нарушениями в этой области. Важно подходить к работе с камнями терапевтически осознанно, учитывая потребности и способности каждого ребенка для достижения максимального эффекта от такого вида терапии.

В рамках первого этапа работы с камнями происходит знакомство детей с данным материалом. Для этого взрослый размещает определенное количество разнообразных камней рядом с ребенком на коврик или стол. Здесь важно отметить, что взрослый не направляет ребенка на какие-либо действия с камнями, а сам демонстрирует разные способы взаимодействия с ними: гладит, перемешивает, постукивает (Рис. 1, а), прячет в ладонях (Рис. 1, б) и т.д.

По аналогии с известным высказыванием Луи де Бройля о том, что "знания — это дети удивления и любопытства", можно отметить, что удивление порождает любопытство, а последнее, в свою очередь, способствует накоплению знаний. В данном контексте можно сказать, что удивление уступает место любопытству: ребенок сначала, возможно с опаской, начинает исследовать камни. Большинство детей не имеют опыта взаимодействия с этим материалом, поэтому первые шаги могут быть колебательными.

Ребенок медленно, но решительно протягивает руку, касается камня, осторожно берет его в руку и так далее. Такие действия позволяют "открыть канал" сенсорного восприятия для восприятия информации, что играет важную роль в формировании навыков восприятия и понимания окружающего мира, а также развитии творческого мышления и моторики у детей.

 

а) Постукиваем камень о камень

б) Прячем в ладонях и

поглаживаем камни

Рис. 1

В рамках второго этапа работы с камнями, когда дети уже освоили основные способы взаимодействия с ними, предлагается использование различных упражнений, таких как "Ванночка с камнями" (Рис. 2, а). В данной активности ребенку предоставляется емкость с камнями разной формы, цвета и размера. Чаще всего ребенок заинтересовывается содержимым емкости и начинает активно перебирать, перекладывать камни из одной емкости в другую (Рис. 2, б), рассматривать их (Рис. 2, в) и т.д.

Этот этап позволяет выявить особенности каждого камня: его текстуру, форму, цвет, размер и другие характеристики. Ребенок может проявлять интерес к тому, какие звуки издают камни, например, при постукивании их друг о друга или об разные поверхности. Это способствует разностороннему восприятию материала и развитию тактильных и звуковых навыков у ребенка.

Таким образом, через игровые упражнения с камнями дети углубляют свои знания о разнообразии материалов, развивают мелкую моторику, координацию движений, сенсорное восприятие и фантазию. Работа с камнями способствует не только познавательному развитию, но и формированию творческого мышления и фантазии у детей.

 

а) «Ванночка с камнями». Перемешиваем камни.

б) Перекладывание камней из одной ёмкости в другую.

в) Рассматриваем прозрачность камней

 

Рис. 2

В рамках третьего этапа развития детей с использованием камней предусмотрены игры и упражнения, состоящие из различных элементарных действий, еще не связанных между собой, но имеющих педагогическую значимость. Одним из примеров таких игр является игра «Поиск игрушки» (Рис. 3, б), в которой педагог скрывает одну игрушку среди камней и стимулирует ребенка к ее нахождению. Процесс поиска поощряется, и по мере успеха ребенка игрушка чередуется для привлечения внимания, при этом выделяется одна определенная игрушка, которую необходимо найти. Кроме этой игры, дети могут участвовать в разнообразных упражнениях, таких как:

«Собери камешки в коробку», где различные емкости (ведерко, бутылка, тубус, мешочек) используются для сбора камней в соответствии с усложнением задания

(Рис.

3

,

в

)

.

«Нащупай в мешочке камень»

(Рис.

3

, а

)

, где ребенку предлагается находить камень среди салфеток, игрушек, кубиков, и различных элементов, при этом тактильные характеристики камней становятся объектом внимания (размер, форма, наличие дырочек и иное).

«Выложи геометрическую фигуру»

(Рис.

3

,

г)

, где дети с заданным воображаемым контуром должны составить фигуру из камней, что способствует развитию творческого и конструктивного мышления.

Эти игры и упражнения способствуют разностороннему развитию детей, обогащают их сенсорный опыт, формируют умения и навыки в области внимания, концентрации, координации движений и логического мышления. Кроме того, данные игры способствуют творческому развитию, развитию воображения и способствуют формированию у детей умения решать задачи путем анализа и синтеза информации.

 

а) Ищем на ощупь заданный педагогом камень

 

 

б) Находим спрятанную игрушку в камнях

 

 

в) Достаём из песка камни и распределяем по цветам в тубусы

 

г) Выкладываем геометрические фигуры

 

 

 

Рис. 3

Четвертый этап обучения с использованием камней как замещающих предметов предполагает интеграцию художественных сюжетов и жизненных ситуаций в игровой процесс. Разнообразные задания, такие как:

«Спрячь зебру от леопарда»

(Рис.

4

,

а

)

;

«Соберём ягоды»

(Рис.

4

,

б

)

;

«Испечём пирог»

(Рис.

4

,

в

)

;

«Остров дружбы»;

создание каменного изваяния

(Рис.

4

,

д

)

с применением различных аксессуаров, например, камней, бусин, перышек,

пайеток

и пуговиц, направлены на развитие детской креативности и воображения

В процессе выполнения заданий ребенок имеет возможность выбирать объекты деятельности, определять способы и методы их реализации, а также самостоятельно принимать творческие решения. Педагог играет роль руководителя и наставника, обеспечивая поддержку и поощрение инициативы малышей, а также готов предложить возможные варианты решения задач (Рис. 4, е).

Важным аспектом этого этапа является обсуждение и анализ созданных детьми произведений, позволяющее развивать речь и логическое мышление, а также способствующее формированию оригинальных идей и творческих подходов к творчеству.

Согласно Рубинштейну С.Л., процесс произнесения речи чаще всего предполагает наличие определенной цели, осознаваемой говорящим, и действие, которое оказывает воздействие на тех, кто слушает, несмотря на то, что иногда сама речь может быть скорее результатом неосознанных побуждений. Чтобы речь стала полностью сознательным актом, необходимо прежде всего, чтобы говорящий четко осознал задачу, которую его речь должна разрешить, определив ее основную цель. Однако понимание цели речи необходимо сочетать с учетом условий, в которых данная цель должна быть достигнута. Эти условия определяются характером темы речи и особенностями аудитории, к которой обращается говорящий. Только учитывая и цель, и условия, человек способен определить, что и каким образом следует сказать, и превратить свою речь в целенаправленное действие, способное решить поставленную перед собой задачу [3].

Создание каменных изваяний становится средством самовыражения и оценки собственной деятельности, а также способствует развитию речи, мелкой моторики и координации движений у детей.

Таким образом, четвертый этап обучения с использованием камней представляет собой важный этап в развитии детей, способствует формированию творческих и познавательных способностей, а также развитию фантазии и воображения у малышей.

 

а) «Спрячь зебру от леопарда»

б) Выкладываем камнями и зернобобовыми по линиям кустик ягод

в) Создаем из песка форму пирога и украшаем камнями

 

 

г) Строим из кинетического песка домики и декорируем камнями

д) Создаем изваяние.

Выкладываем башню из плоских камней

 

е) Совместное обсуждение с педагогом-психологом по созданному сюжету из камней

 

Рис. 4

В пятом этапе предполагается, что процесс создания мультфильмов, основанных на использовании камней, представляет собой интригующий и креативный процесс для детей. В рамках данного жанра искусства дети могут экспериментировать с разнообразными материалами, формами и цветами, что способствует развитию их творческого мышления, воображения и моторики.

Процесс создания мультфильмов с использованием камней может преподавать детям ключевые навыки, такие как планирование, визуализация и воплощение собственных идей. Они могут осваивать навыки коллективной работы, обсуждения идей и принятия групповых решений, что способствует развитию их социальных умений (Рис. 5, а).

Практика работы с камнями позволяет детям развивать внимание к деталям, учиться к терпению и выдержке, поскольку этот творческий процесс требует точности в обращении с каждым камнем и аккуратности в составлении композиции. Наблюдая, как их идеи претворяются в жизнь в виде удивительной композиции, дети испытывают чувство удовлетворения и достижения, что способствует развитию их самооценки и уверенности в собственных способностях.

Таким образом, создание мультфильмов с применением камней способствует развитию творческих, социальных и когнитивных умений у детей, помогая им осваивать новые техники и выражать свои мысли и эмоции через искусство (Рис. 5, б).

 

а) Обсуждение с воспитанниками размещение предметов на фоне перед сьёмкой мультфильма

б) Сьёмка мультфильма «Волшебный цветок»

 

Рис. 5

Шестой этап работы, заключающийся в создании мультфильмов вместе с детьми и их родителями, представляет собой важное направление деятельности в рамках камнетерапии. Это направление позволяет оказать значительную помощь в психокоррекционной работе с родителями детей, с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Применение камнетерапии в контексте работы с такими семьями предоставляет возможность дать родителям необходимую поддержку для преодоления психологических проблем, которые могут возникать из-за их собственных личностных переживаний, связанных с особенностями и потребностями их детей. Участие в процессе создания мультфильмов с детьми способствует улучшению взаимопонимания между родителями и детьми, содействует формированию позитивного общения и развитию более близких связей в семье (Рис. 6, а).

В рамках камнетерапии возможно использование мультфильмов как инструмента для работы над эмоциональным состоянием и восстановлением гармонии в семейных отношениях. Создание мультфильмов совместно с детьми и родителями выступает важным методом коррекции психологических и эмоциональных проблем, с которыми могут столкнуться родители детей с ОВЗ (Рис. 6, б). Такой подход способствует укреплению семейной привязанности, улучшению психологического благополучия родителей и детей, а также стимулирует развитие позитивных взаимоотношений в семье.

а) Съёмка мультфильма «Космическая фантазия»

б) Съёмка мультфильма «Приключение рыбки Флипа»

Рис. 6

Игра с камнями, песком и зернобобовыми материалами представляют собой инновационный метод развития детей в период адаптации в детском саду. Создание мультфильмов из камней можно рассматривать как дополнительную креативную активность, способную существенно обогатить опыт детей и дополнить их образовательные возможности. Игра с камнями не только способствует развитию мелкой моторики, воображения и художественного восприятия у детей, но также открывает новые познавательные горизонты через создание мультфильмов. Этот процесс требует совместной работы, планирования сюжета, распределения ролей и исполнения задач, что стимулирует творческое мышление и социальные навыки детей.

Игра с песком, помимо своей ценности для тактильного развития и творческого выражения, может быть использована как средство для создания анимационных и мультипликационных проектов. Этот вид игры позволяет детям экспериментировать с движением песка, создавать различные сюжеты и визуальные образы, развивая при этом воображение и исследовательские навыки.

Игра с зернобобовыми материалами также может стать платформой для творческого процесса создания мультфильмов. Работа с зернами и бобами не только обогащает опыт детей в области моторики и логического мышления, но также строит основу для коллективного творчества, совместного создания анимационных историй и презентаций.

В процессе освоения игры осуществляется личностное развитие ребенка. На ряду с иргой, другие виды деятельности также оказывают существенное влияние на детское развитие. Но и условии их правильной организации [1].

Таким образом, использование инновационных методов игр с камнями, песком и зернобобовыми материалами, включая создание мультфильмов, в период адаптации детей в детском саду подчеркивает их высокую познавательную, развивающую и эмоциональную ценность, способствуя всестороннему развитию малышей и развитие коммуникативно-социальной сферы.

 

Используемая литература

Веракса

Н.Е.,

Веракса

А. Н., Репина Т.А. Социальная психология дошкольника:

у

чебное пособие. — М.:

МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. — 352 с.

Колягина В. Г. Арт-терапия и арт-педагогика для дошкольников. Учебно-методическое пособие. — 2-е изд., доп. — М.: Прометей, 2022. — 164 с.

Кравченко Ю.Е. Психология эмоций. Классические и современные теории и исследования: учебное пособие / Ю.Е. Кравченко. - Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2023. - 544 с. — (Высшее образование:

Бакалавриат

).

Рубинштейн С

.

Л

.

Основы общей психологии / Сергей Рубинштейн. - Москва: Издательств АСТ, 2020. - 960 с., ил. - (Наследие эпох)

.

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×