Усвоение слоговой структуры слова дошкольниками.
Гайворонская Д.Н.
учитель-логопед
г. Невинномысск
В передаче ребёнком звукового состава слова на первом месте следует рассмотреть усвоение им слоговой структуры слова, т.к. с эти связано произношение разных звуков и сочетаний звуков.
Слова, состоящие из нескольких слогов, имеют своим центром ударный слог, характеризуемый наибольшей силой и чёткостью произношения; к нему примыкают безударные слоги, обладающие меньшей силой. Для слоговой структуры русских слов характерно, что сила безударных слогов неодинакова: среди них наиболее сильным является первый предударный слог. Принято делить слоги по силе на три группы:
Слабые безударные имеют силу в одну единицу;
Первый предударный в две единицы;
Ударный – в три единицы.
Схематически это принимает такое обозначение цифрами:
При-не-си – 1-2-3
Со-ло-ма - 2-3-1
Эти особенности слоговой структуры русских слов очень отчётливо сказываются на воспроизведении слов ребёнком. Ребёнок не сразу овладевает умением воспроизводить все слоги, слова: в течение известного периода наблюдается пропуск (элизия) слогов. Главной причиной, влияющей на сохранение одних слогов в слове и на пропуск других, является их сравнительная сила. Поэтому ударный слог, как правило, сохраняется. Это особенно отчётливо сказывается в том, как сокращаются ребёнком до одного слога двухсложные и трёхсложные слова.
В двухсложных словах остаётся один ударный слог:
Когда ударение падает на конечный слог, т.е. слово состоит из первого предударного и ударного
(схематически – 2-3;
ди
(иди),
ки
(чулки), кой (открой));
Когда ударение падает на первый слог, т.е. слово состоит из ударного и заударного (3-1):
бу
(булка), па (палка).
В трёхсложных словах остаётся один слог при любом месте ударного:
Когда ударение падает на конечный слог (схематически – 1-2-3: ко(молоко), си (принеси);
Когда ударение падает на средний слог (схематически – 2-3-1:
пе
(копейка);
Когда ударение падает на первый слог (схематически – 3-1-1:
йа
(яблоко),
ма
(маленький).
Что касается времени усвоения слов с разным количеством слогов, то первыми будут односложные и двусложные слова, состоящие из повторяющегося слога, и оба слога произносятся с одинаково сильным ударением.
По вопросу об усвоении слогового состава слова Б. Китерман решающее значение придает сравнительной силе произношения слогов, так называемому динамическому ударению и ряду других фонетических моментов, соотносимых им с ударностью слога: длительности гласного, его ясности — близости к фонетическому типу, высоте гласного — тоновому ударению. Процесс овладения слоговым составом слова может быть понят только в его связи с общим и речевым развитием ребенка, в частности состоянием его слухового восприятия, уровнем его артикуляционных возможностей, развитием мотивационной стороны деятельности и т. д.
Некоторые замечания о связи процесса усвоения слогового состава слов с общим развитием ребенка содержатся у Н.Х. Швачкина.
Так, общей ритмико-интонационной настроенностью речевого выражения и восприятия, присущей ребенку 1—2-летнего возраста, он объясняет возможность усвоения этим ребенком слоговой структуры слова при полной искаженности его звукового состава, а также случаи опускания слогов, так называемой слоговой элизии; другие причины слоговой элизии он видит в артикуляционной недостаточности ребенка раннего возраста. Т.Г. Егорову принадлежат замечания о связи усвоения слоговой структуры слова и фонетической стороны речи в целом. Анализируя вопрос о факторах, влияющих на выделение звука из слова, этот автор наряду со звуковым окружением называет слоговую и ритмическую его структуру: ребенку легче выделять звуки из двусложных слов с открытыми слогами двухбуквенного или однобуквенного строения и труднее анализировать слова с одним закрытым трехбуквенным слогом и еще труднее со стечением согласных.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат