Е.В. Пащенко,
педагог – организатор
муниципального автономного
учреждения дополнительного образования детей
«Дом детского творчества»
Ивнянского района Белгородской области
О.А. Долгинцева,
педагог дополнительного образования
муниципального автономного
учреждения дополнительного образования детей
«Дом детского творчества»
Ивнянского района Белгородской области
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ОБУЧЕНИЯ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИМ ПРОГРАММАМ
Аннотация: статья содержит описание реализации дополнительных общеразвивающих программ, в процессе освоения программ дети определяются с дальнейшим выбором обучения, приобретают определенные умения и навыки, пробуют себя в различных ролях, развивают свои способности.
Ключевые слова: самоопределение, профессиональная ориентация, саморазвитие, самосовершенствование
Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей, формирование культуры здорового образа жизни, а также обеспечивает их социальную адаптацию и профессиональную ориентацию. В приказе Министерства Просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2029 года № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» в пункте 1.2 содержится: «Целью внедрения Целевой модели ДОД является создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций, формирования эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся»
В МАУ ДО «Дом детского творчества» реализуется 54 дополнительных общеразвивающих программ по художественной, технической, социально – гуманитарной, спортивной, туристско - краеведческой направленностям. Одна из задач данных программ - помочь ребенку развивать свои способности, стремление к саморазвитию и самосовершенствованию, самоопределиться с профессиональным будущем.
В процессе занятий по программам дополнительного образования дети учатся не только танцевать, рисовать и моделировать, конструировать, осваивать техническое творчество, актерское мастерство, заниматься проектной и исследовательской деятельностью, но и готовятся к вхождению во взрослую жизнь, получая первичный опыт профессиональной деятельности. Обучающиеся творческого объединения «Эстрадное пение», «АРТИСТиКО» поступают и успешно оканчивают Белгородский государственный колледж и институт культуры и искусств, Нижегородскую консерваторию, Курский музыкальный колледж имени Свиридова. Творческие коллективы МАУ ДО «Дом детского творчества» имеют результаты на всероссийском и региональных уровнях: ансамбль «Калинка» занял 1 место во Всероссийском детско – юношеском хореографическом конкурсе «Танцы народов мира – 2024», хореографический ансамбль «Вдохновение» - 3 место в региональном конкурсе «Белгородские жемчужинки», театральный коллектив «АРТИСТиКО» - 3 место в конкурсе театральных коллективов «Белгородчина театральная» и 3 место в региональном этапе Большого всероссийского фестиваля детского и юношеского творчества, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Дети – инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья, осваивающие программу по изобразительному искусству и декоративно – прикладному творчеству участвовали в конкурсе профессионального мастерства «Абилимпикс», где были победителями и призёрами в компетенциях «Вязание крючком» и «Изобразительное искусство».
Обучающиеся творческих объединений «Мое рукотворчество» и «Волшебный сундучок» окончили Яковлевский педагогический колледж по специальности педагог дополнительного образования и работают по своей специальности, развивая таланты своих учеников.
На занятиях творческого объединения «Технология стиля» дети знакомятся с профессией модельера, принимают участие в региональном конкурсе «Гармония моды».
Обучающиеся творческих объединений технической направленности («Легоконструирование», «Робототехника», «Робототехника - Arduino», «Программирование на Python») знакомятся с практическими приемами протопирования, моделирования, программирования робототехнических конструкций, обучаются практическим навыкам программирования для решения задач и разработки простейших игр, раскрывая конструкторский и инженерный талант, пробуя себя в роли инженера, программиста, готовят себя к управлению сложными автоматизированными комплексами, работе со специализированным программным обеспечением и искусственным интеллектом. Также дети принимают участие во многих конкурсах технической направленности, целью проведения которых является поддержка обучающихся, интересующихся и проявляющих особые способности в инженерно – проектной деятельности. Имеются определенные результаты (Таблица -1 Робототехника). Есть выпускники, которые получают образование в Белгородском государственном технологическом университете им. В.Г. Шухова на отделении информационных технологий и роботизированных систем, программирование.
Программа «Новый свет» знакомит с такой профессией, как Scince-художник. Посещая такие занятия, ребенок учится цифровой графике и цифровому дизайну, овладевает навыками использования графических векторной и растровой график при создании цифровых изображений, соприкасается с профессиями геймидизайна, архитектурного дизайна. По окончанию общеразвивающей программы дополнительного образования некоторые дети поступили и учатся по специальности «Информационные системы и технологии» в Белгородском государственном технологическом университете им. В.Г.Шухова.
Программа «Автогородок» реализуется в рамках Федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование». Новые места дополнительного образования детей и программа «Безопасное колесо» позволяют ребятам не только изучать правила безопасного поведения на дорогах, виды и устройства транспортных средств, дорожные знаки, но и знакомятся с работой инспекторов дорожного движения. Также обучающиеся приняли активное участие в образовательной программе «Наставник ЮИД» Всероссийского проекта, где провели ряд занятий с детьми дошкольного и школьного возраста по безопасности дорожного движения, выполняя роль наставника для юных инспекторов дорожного движения.
Программа «Правовая азбука» знакомит ребят с основами юриспруденции, занятия в игровой форме дают возможность детям как бы «примерить на себя» правовые роли, помочь в неопределённой ситуации сделать правильный выбор, быстро адаптироваться в социальных условиях и находить компромиссы.
Общеразвивающая программа «Журналистика» дает возможность детям попробовать себя в роли настоящего журналиста, блогера, а также подготовить себя к востребованной профессии «Дата – журналист». Обучающиеся под руководством руководителя приготовили ряд статей в местную газету «Родина». В них отразили важные события, писали о трудолюбивых и заботливых людях, героях, истинных патриотах. В статьях читатели вместе с авторами размышляют о путях нравственного самосовершенствования человека, пристальнее вглядываются в самих себя и видят громадные потенциальные возможности нравственного роста.
Обучающиеся регулярно участвуют в конкурсах: Всероссийский фестиваль творчества кадет, номинация «Журналистика», Большой всероссийский фестиваль детского и юношеского творчества в номинации «Кино», «Медиа», региональный этап конкурса Всероссийского конкурса юных фотолюбителей «Юность России», где проявили свои таланты, и пробуют свои силы в журналистике (Таблица-2. Журналистика)
Программа по проектной деятельности направлена на овладение обучающимися практическими приемами подготовки проектных работ, в процессе занятий формируются технологическая, социальная, коммуникативная, информационная компетенции, что играет важную роль в самоопределении обучающихся. Ребятами были подготовлены социальные проекты «Открытые сердца», «Живет ветеран рядом», «Новые тимуровцы», что помогает им уверенно поспевать за переменами, которые ждет мир на пороге новой реальности.
Занятия по общеразвивающим программам английского языка помогают детям разнообразить подходы к изучению английского языка, делают его изучение более доступным. Дети могут в процессе обучения столкнуться с профессией переводчика, их знания по английскому языку помогут работать программистами и журналистами и везде, где востребовано знание английского языка.
Обучаясь по программам туристко – краеведческой направленности, дети учатся писать исследовательские работы, сохранять культурное наследие, разрабатывать туристические маршруты. Такие знания могут помочь им в области профессии «Туризм и гостеприимство». Обучающаяся в 2023 году поступила в колледж Белгородского университета кооперации, экономики и права, где обучается по образовательной программе «Туризм и гостеприимство».
Программы спортивной направленности учат ребят не только правильно выполнять и отрабатывать программные упражнения, участвовать в соревнованиях, акциях, походах, но и формируют и развивают в сознании, чувствах обучающихся социально значимые ценности, гражданственность и патриотизм. Так, обучающиеся по программе «Юный патриот» после окончания поступают в военные училища, становятся офицерами и в дальнейшем заканчивают высшие учебные заведения. Среди них есть герои спецоперации. Одна из выпускниц, посещавшая творческое объединение «Юный патриот», призер конкурса «Ученик года – 2024» в номинации «Юный патриот» продолжит свое обучение Белгородском педагогическим колледже.
Педагоги дополнительного образования, реализующие общеразвивающие дополнительные программы, развивают и совершенствуют свое мастерство. Педагоги повышают квалификацию и проходят профессиональную переподготовку педагогических работников дополнительного образования по программам, соответствующим перспективным направлениям дополнительного образования. Это «Реализация дополнительных общеразвивающих программ различных направленностей в рамках задач федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» (ФГБОУ ДО «Федеральный центр дополнительного образования и организация отдыха и оздоровления детей»), «Школьный театр» (Российский институт театрального искусства ГИТИС, «Организация деятельности школьных театров» (ОГАОУ ДО «Белгородский государственный институт развития образования»), «Современные тенденции развития дополнительного образования» (ОГАОУ ДО «Белгородский государственный институт развития образования»), «Современные подходы в работе педагога дополнительного образования» (ООО «Московский институт профессиональной подготовки и повышения квалификации педагогов»), принимают участие в конкурсах профессионального мастерства и имеют результаты.
В МАУ ДО «Дом детского творчества» создано пространство для развития творческого потенциала, самоопределения., саморазвития обучающихся. Обучение в творческих объединениях дает возможность познакомиться с будущими профессиями и помочь сделать правильный выбор.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат