ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО ЦИФРОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ
Безрукавая Елена Михайловна, воспитатель
Кривчикова Наталья Ивановна, воспитатель
МБДОУ д/с №88 г. Белгород
Современное состояние общества характеризуется потребностью в самостоятельной, активной, любознательной, творчески мыслящей, стремящейся к познанию личности. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены принципы реализации образовательной программы дошкольного учреждения, среди которых обозначен следующий: «…реализация Программы возможна в формах, специфических для дошкольников, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности». А также указано, что «….содержание образовательных областей может реализовываться в различных видах деятельности: общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности, как сквозных механизмах развития ребенка» .
Развитие ребёнка дошкольного возраста во многом зависит от разнообразия видов деятельности, которые осваиваются им в партнерстве со взрослым. Ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности. Но, именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность, практикуется в установлении причинно-следственных, родовых, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире, достигать высокого умственного развития.
От богатства впечатлений, позитивных взаимоотношений личности ребенка с социальным окружением зависит ее богатство, а также возможность превратить потенциальные возможности личности в разносторонние творческие способности. Исследовательская деятельность ребенка, как и другие качества личности, не являются врожденными. Развитие исследовательской деятельности дошкольника идет по цепочке: любопытство – любознательность, связанная с исследовательской деятельностью – исследовательская деятельность к процессу и результату, обуславливающая исследовательскую активность личности на решение исследовательских задач, которая реализуется в ходе целенаправленной и педагогически организованной деятельности. Это позволяет уже предположить, что одним из эффективных средств развития исследовательской деятельности в совместной деятельности будет специально смоделированный, целенаправленный и педагогически организованный процесс перехода от любознательности дошкольника к исследовательской деятельности, от его развития к саморазвитию на основе рефлексии и субъект-субъектного взаимодействия взрослого и ребенка.
Познавательная деятельность – это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности.
Среди возможных средств развития исследовательских умений детей дошкольного возраста, особого внимания заслуживает детское экспериментирование. Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка.
Игра – единственная ведущая деятельность дошкольника. Экспериментирование на всем протяжении дошкольного детства занимает не менее «ведущую» позицию. И это радикально меняет представление о многих условиях, целях и ценностях организации детской жизни [5].
Главное достоинство этого метода заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни. Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?).
Для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются. Поэтому обязательным элементом образа жизни дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов, экспериментировании, изготовлении моделей. Таким образом, решается одна из самых актуальных проблем педагогики, призванная воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.
Необходимыми условиями для развития познавательно-исследовательской активности и деятельности детей старшего дошкольного возраста относится: - предметно-развивающая среда для развития познавательного интереса детей;
организация взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников по познавательно
-
исследовательской деятельности;
включение познавательно-исследовате
льской деятельности в воспитательно
-образовательный процесс группы.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат