Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Формирование контрольно-оценочной самостоятельности у первоклассников в период безотметочного обучения. Работа №68202

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Формирование контрольно-оценочной самостоятельности у первоклассников в период безотметочного обучения
Работа:
ФОРМИРОВАНИЕ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ПЕРИОД БЕЗОТМЕТОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ
Рощина Елена Витальевна, учитель начальных классов
МБОУ средняя общеобразовательная школа №8 города Юрги
Аннотация. Статья посвящена вопросам формирования контрольно-оценочной самостоятельности у первоклассников в условиях безотметочного обучения. Рассматриваются основные методы и приемы, которые помогают детям развивать навыки самооценки и самоконтроля, а также примеры успешных практик, направленных на поддержку этого процесса. Обсуждается роль педагога в создании условий для формирования у детей уверенности в своих силах и осознанного подхода к оценке собственной работы.
Ключевые слова: контрольно-оценочная самостоятельность, первоклассники, безотметочное обучение, самооценка, самоконтроль.
Период безотметочного обучения в начальной школе представляет собой важный этап, на котором закладываются основы для дальнейшего успешного обучения. В этот период особое внимание уделяется формированию у первоклассников контрольно-оценочной самостоятельности, которая включает в себя умение осознанно подходить к выполнению задач, оценивать собственные усилия и достигнутые результаты, а также корректировать свою деятельность на основе самоконтроля.
Контрольно-оценочная самостоятельность является важным компонентом развития личности ребенка, поскольку она способствует формированию у него ответственности за процесс обучения, уверенности в своих силах и способности к саморегуляции. В условиях безотметочного обучения, где отсутствует традиционная система оценок, особенно важно, чтобы дети научились самостоятельно определять качество своей работы и делать выводы о необходимости её улучшения. Этот навык закладывает основу для будущей успешной учебы и саморазвития.
Для формирования контрольно-оценочной самостоятельности педагогу необходимо использовать разнообразные методы и приёмы, направленные на развитие у детей способности к самоконтролю и самооценке. Одним из таких методов является использование системы самооценки, когда ребёнок после выполнения задания оценивает свою работу с помощью определенных критериев. Например, первоклассники могут использовать цветовые карточки или смайлики для обозначения уровня своей удовлетворенности результатом: зеленый цвет или улыбающийся смайлик может означать, что работа выполнена успешно, а жёлтый или нейтральный смайлик — что есть элементы, требующие доработки. Такой подход помогает детям осознать важность качественного выполнения заданий и учит их более объективно оценивать свою работу.
Еще одним эффективным приемом является рефлексия, которая может проводиться как в конце урока, так и после выполнения конкретного задания. Педагог может предложить детям ответить на простые вопросы: Что у меня получилось?, Что вызвало трудности?, Как можно улучшить результат?. Такие рефлексивные паузы помогают детям осознать свои сильные и слабые стороны, стимулируя их к самосовершенствованию и развитию навыков самоконтроля.
Кроме того, важно привлекать детей к обсуждению критериев успеха еще до выполнения задания. Например, перед началом работы над проектом или упражнением педагог вместе с учениками может определить, какими должны быть качественные критерии работы: аккуратность, правильность выполнения, оригинальность и так далее. Это позволяет детям чётко понимать, на что нужно обращать внимание в процессе выполнения задания, и способствует формированию у них навыков планирования и самоконтроля.
Роль педагога в этом процессе заключается не только в обучении детей конкретным методам самооценки и самоконтроля, но и в создании поддерживающей атмосферы, где ошибки рассматриваются как естественная часть обучения, а успехи — как результат труда и усилий. Поощрение самостоятельности и ответственности детей в оценке своей работы способствует развитию у них уверенности в своих силах и готовности к принятию самостоятельных решений.
Примером успешного формирования контрольно-оценочной самостоятельности может быть практика ведения первоклассниками дневников достижений, в которых они самостоятельно фиксируют свои успехи и достижения. Такой дневник может включать рисунки, записи, фотографии выполненных работ, сопровождаемые короткими комментариями о том, что было сделано хорошо и над чем ещё нужно поработать. Это не только помогает детям отслеживать свой прогресс, но и учит их более осознанно подходить к своей учебной деятельности.
Таким образом, формирование контрольно-оценочной самостоятельности у первоклассников в период безотметочного обучения является важной задачей, которая требует систематического подхода и использования различных методов и приёмов. Педагогическая поддержка, создание условий для самостоятельной работы и рефлексии, поощрение инициативы и ответственности детей помогают развить у них навыки самооценки и самоконтроля, что является залогом их успешного обучения и личностного роста.
Список литературы
Баранова О.И. Формирование оценочной деятельности младших школьников (технологическая карта): учеб.-метод. пособие. Краснодар, 2010 г.
Воронцов А.Б. Контрольно-оценочная самостоятельность младших школьников как основа учебной самостоятельности подростка // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2009. –№ 5. – С. 21-31.
Енжевская М.В.Формирование контрольно-оценочной деятельности младших школьников в условиях безотметочной системы // Человек и образование. – 2010. – № 2. – С. 112-118.
Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×