Дыхательная гимнастика для детей с нарушениями речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения.
Одним из важных элементов речи является речевое дыхание. Речевое дыхание — это управляемый процесс. Количество выдыхаемого воздуха и сила выдоха зависит от цели и условий общения. Характер речевого дыхания подчинен внутреннему речевому программированию, то есть семантическому, лексико-грамматическому и интонационному наполнению высказывания.
Наиболее удобным для речи является диафрагмально-реберное дыхание, когда вдох и выдох совершается при участии диафрагмы и межреберных мышц. В речевом дыхании активна нижняя, самая ёмкая часть лёгких. Верхние отделы грудной клетки, а также плечи практически остаются неподвижными. Вдох при речи короткий, легкий. Выдох длительный, плавный, в соотношении 1:5. В процессе речи существенно увеличивается функциональное значение фазы выдоха.
В норме перед началом речи делается быстрый глубокий вдох. Он характеризуется наличием определения количества воздуха, способного обеспечить поддержания давления на голосовые складки и правильного голосоведения. Большое значение имеет рациональный способ расходования воздушной струи.
Для речи необходим тонкий контроль дыхания. Дело в том, что в отличие от нечленораздельного крика, воздух на голосовые связки подается не сразу, а небольшими порциями — слогами. Это позволяет строить длинные высказывания на одном выдохе, но, перемежая его короткими вдохами в моменты пауз, значимых для смысла и синтаксиса. В рамках одного такого высказывания можно произнести большое количество слогов. Слоги снабжаются необходимым количеством различий. Это придает высказыванию большую информативную наполненность. Так как воздух подается на голосовые связки не весь сразу, это позволяет создавать большие вариации звука.
Николай Иванович Жинкин при помощи рентгенокимографической съемки (метод регистрации движений органа путем его рентгенографии; для этого производят рентгенографию на одну пленку в разные фазы движения органа) описал движение диафрагмы: «в процессе речевого произнесения диафрагма на выдохе совершает резкие и отчетливо заметные вдыхательные и выдыхательные движения. Она модулирует (модулируемые колебания с различной амплитудой) с определенной амплитудой на каждом речевом звуке, то поднимаясь вверх, то опускаясь вниз. При этом аспирация (выдыхание) не прекращается. Например, при произношении слова «скалы». Слог «ска» - вначале диафрагма делает 2 движения вверх («ск»), потом опускается («а»).слог «лы» - малый подъем диафрагмы («л»); второй большой подъем диафрагмы(«ы»).
Работа диафрагмы регулируется диафрагмальными нервами, которые отходят от шейного отдела спинного мозга на уровне 3,4,5 шейных позвонков.
В речевом дыхании задействованы межреберные мышцы, приводимые в движение передними ветвями грудных нервов.
Развитие речевого дыхания начинается с развития речи спонтанно. В 3-6 месяцев дыхательная система готова к реализации голосовых реакций. На ранней стадии речевого онтогенеза идет отработка механизмов координации между дыханием, фонацией и артикуляцией, что обеспечивает формирование речевого дыхания. В возрасте трёх лет эти механизмы находятся в фазе начального становления. Ребенок может произносить отдельные слова или фразы в любую фазу дыхания, как во время вдоха, так и во время выдоха, а также в период паузы между ними. Это может внешне проявляться в «захлебыванию» речью на вдохе. В возрасте 4-6 лет грудо-брюшное и речевое дыхание находятся в стадии интенсивного формирования. Соотношение артикуляторного и дыхательного компонентов в процессе устной речи продолжает оставаться непостоянным. Однако произнесение одного слова вслух у большинства детей уже происходит в фазе начала выдоха. При этом длительность выдоха соответствует поставленной речевой задаче, то есть длине произносимого слова. Но , в то же время, в процессе произнесения фразы дыхание нарушается. Дети этого возраста еще не всегда могут произнести всю фразу в процессе одного выдоха. Часть фразы можно произнести или на вдохе, или они делают для этого дополнительный поверхностный вдох для полного завершения фразы. В этом возрасте на 1 речевом выдохе дети произносят 3-4х-словные фразы с общеупотребительной лексикой. Усложнение речевой задачи в виде 4-5-6хсловных фраз с новой лексикой вызывает нарушение речевого дыхания. Появляются дополнительные вдохи, задержки дыхания. Высказывание прерывается, интонация не соблюдается.
Таким образом, взаимоотношение дыхания и артикуляции у детей легко нарушаются при усложнении речевой задачи, то есть речедвигательный акт в целом остается недостаточно автоматизированным.
У детей 10 лет так же, как и у взрослых, произнесение и отдельных слов, и фраз всегда происходит в фазе выдоха. К этому возрасту происходит формирование циклов речевого дыхания, которые начинают соответствовать синтагматическому делению текста.
Таким образом, формирование координаторных механизмов в деятельности периферического речевого аппарата проходит сложный процесс. Становление речевого дыхания завершается лишь к 10 годам. Патологическое развитие речевого дыхания приводит к развитию «смазанной речи».
При речевых нарушениях речевое дыхание как правило верхнереберного типа. Его ритм неустойчив. Объем легких у таких детей существенно ниже возрастной нормы. Отмечается недостаточный объем вдыхаемого воздуха перед речевым высказыванием, укороченный нерационально используемый речевой выдох. Слова произносятся в разные фазы дыхания — и на вдохе и на выдохе.
Бывает «утечка воздуха» - речевой вдох делается носом, сразу следует выдох, и речь становится задержанной, так как используется только остаточный воздух.
Если используется во время речи верхнереберное или грудное дыхание, сопровождающиеся сильным подъемом плечевого пояса, грудной клетки, напряжением шейной мускулатуры, то такое дыхание становится шумным и напряженным.
Слабое речевое дыхание является одной из причин нечеткой артикуляции, которая не позволяет ребенку четко выговаривать слова.
Таким образом, у детей с речевой патологией необходимо формировать грудобрюшной тип дыхания, развивать объем легких. Для того, чтобы научиться правильному речевому дыханию, нужно научиться сознательно управлять диафрагмой. Нарушенное речевое дыхание выражается в несформированности координаторных механизмов между речевым дыханием и фонацией, поэтому тренировка дыхания, уточнение артикуляции и улучшение голоса проводится одновременно.
Работа по развитию дыхательной функции и речевого дыхания у детей с нарушением речи.
Работа над физиологическим и речевым дыханием:
1.Упражнения для правильного вдоха.
2.Упражнения для правильного выдоха.
3. Упражнения для фиксированного вдоха.
4. Упражнения для фиксированного выдоха.
Ф
ормирование длительного фонационного выдоха.
Формирование речевого выдоха.
При занятии дыхательной гимнастики следует соблюдать следующие условия.
Не заниматься в пыльной, не проветриваемой, сырой комнате.
Не заниматься после еды.
Одежда должна быть свободной, не стесняющей движения.
Не переутомляться, при недомогании отложить занятия.
Дозировать количество и темп проведения упражнений.
Технику дыхательных упражнений следует осваивать в положении лежа, сидя, стоя. Начинать заниматься лежа на спине. После достаточной практики необходимо продолжать тренировки сидя и стоя. Упражнения проводятся в порядке усвоения. Для контроля можно использовать зеркало.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат