Педагогические условия организации работы с подростками с ограниченными возможностями здоровья на уроке музыки
Актуальность музыкальных занятий для детей с ОВЗ заключается в том, что они позволяют каждому ребенку, независимо от его способностей и дарований, раскрыть и проявить себя, научиться понимать и любить песни, музыку, принимать участие в концертной деятельности, преодолевая при этом определенные отклонения в физическом и психическом развитии. В связи с этим, можно выделить положительную роль музыкальных занятий в улучшении физического и морально-психологического состояния детей с ОВЗ, коррекции имеющихся недостатков эмоционально-волевой сферы, развития эстетического восприятия и т.д.
Урок музыки в общеобразовательной школе - наиболее полно предоставляет благоприятные возможности для организации условий работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Это обусловлено тем, что:
во-первых, в жизни ребёнка музыка занимает особое место, она становится постоянным фоном его жизни, музыка не просто развлечение, она помогает формированию нравственных качеств.
Во-вторых, потребность в музыке имеет связь с очень важной потребностью в общении, которая не всегда легко осуществима для детей с ОВЗ.
В-третьих, с древнейших времен известно благотворное влияние музыки на здоровье человека.
В-четвертых, структура урока музыки, как урока искусства, достаточно гибкая, что позволяет организовать работу на основе взаимодействия и взаимосвязи средств музыки с приемами коррекции, не меняя главной цели урока – формирование общей музыкальной культуры детей с ОВЗ.
Исходя из особенностей детей, на музыкальном занятии решаются как общие, так и коррекционные задачи:
оздоровление психики, воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера, предоставить возможность каждому ребенку ощутить свой успех, самореализоваться в каком-либо виде деятельности, развиваться гармонично;
нормализация и регуляция психических процессов и свойств: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, процессов возбуждения и торможения;
развитие дыхания и артикуляционного аппарата, развитие мелкой моторики и мозговой деятельности; тренировка и укрепление двигательного аппарата: снятие излишнего мышечного тонуса, улучшение ориентировки в пространстве, координации движений; формирование правильной осанки и походки; обогащение эмоциональной сферы, расширение кругозора, формирование коммуникативных качеств.
Для этого на занятиях осуществляется дифференцированный подход к детям, обеспечивается преемственность в усвоении материала и формирования умений и навыков, активизируются самостоятельные и творческие проявления детей в музыкальной деятельности, используется вариативность в построении занятия.
Помимо этого, используются педагогические технологии, адекватные имеющимся нарушениям развития у ребенка, включается различный наглядно-дидактический материал. Коррекция нарушений у детей осуществляется путем их участия в различных видах деятельности:
- слушание
- пение
-распевки, потешки, прибаутки,
- пальчиковая гимнастика,
- логоритмические упражнения и музыкально-ритмические движения,
-игра на детских музыкальных инструментах, инсценирование песен, музыкально-подвижные игры.
Таким образом, исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод, о том, что музыкальное занятие является эффективным и действенным средством в организации коррекционной работы с детьми с ОВЗ, способствующим развитию положительного психоэмоционального состояния, повышающим интерес к окружающему миру, позволяющим ощущать ребенку себя успешно и комфортно.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат