УДК 372.882(075.8)
Стародворцев Никита Романович,
преподаватель русского языка и литературы первой категории
муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Киреевский центр образования № 1» муниципального образования Киреевский район
Использование экранизаций русской классики на уроках литературы в средней школе
Аннотация. В статье рассматривается вопрос использования экранизаций произведений русской классической литературы на уроках литературы в средней школе. Автор обосновывает актуальность данной темы, отмечая, что визуальные экранные версии литературных шедевров позволяют учащимся глубже понять содержание и идейно-художественные особенности оригинальных текстов.
Ключевые слова: экранизация, русская классика, литература.
Развитие новых технологий и непрерывно изменяющиеся тенденции в современном мире заставляют нас ориентироваться на будущее. Требования современного ребенка меняются, поэтому мы всё чаще задаёмся вопросом «что ему теперь необходимо»? Мы считаем, что ребёнку 21 века необходимо максимум результатов при минимальных затратах.
Дети, которые с самого раннего возраста умеют пользоваться новейшими информационными технологиями, когда приходит время идти в школу, к сожалению, вынуждены учиться по традиционной модели обучения, созданной для их предков. Это приводит к тому, что большинство детей относится отрицательно к процессу обучения. Эта ситуация требует радикальных изменений. На наш взгляд, данную проблему можно решить путём использования экранизаций на уроках литературы в школе.
Использование экранизаций русской классики на уроках литературы в средней школе открывает перед учителями и учениками множество возможностей совершенствования процесса обучения:
Развитие
медиаграмотности
.
Обучающиеся осваивают современные технологии, формируют навыки критического анализа медиаконтента, что помогает им адаптироваться к информационному обществу.
Стиму
лирование творческих способностей.
Работа с экранизациями позволяет развивать логическое мышление, воображение, а также даёт ученикам возможность выразить свою индивидуальность и реализовать творческий потенциал.
Улучшение навыков общения.
Обсуждение экранизаций стимулирует развитие устной и письменной речи, способствует развитию умения аргументировать свою позицию, выражать свои мысли ясно и точно.
Формирование моральных ценностей.
Использование произведений искусства в разных формах помогает формировать и совершенствовать духовные качества личности.
Грамотное внедрение экранизаций русской классики в процесс обучения может стать эффективным дополнением к традиционным методам преподавания литературы, помогая ученикам лучше понять и прочувствовать изучаемые произведения. Ведь литература – это «и звук, и картина, и представление» [1].
Безусловно, экранизации должны использоваться в дополнение к чтению и изучению оригинального текста, а не вместо него. Ученики должны сначала ознакомиться с литературным первоисточником.
В первую очередь, необходимо тщательно подбирать качественные и экранизации, которые максимально точно передают содержание, а также отражают дух оригинального произведения.
Проанализировав методические разработки учителей литературы, мы обнаружили, что на своих уроках они используют следующие экранизации:
«Отцы и дети», режиссёр Авдотья Смирнова, 2008;
«Преступление и наказание», режиссёр Дмитрий
Светозаров
, 2008;
«Герой нашего времени», 2006, режиссёр фильма Александр
Котт
.
Мы бы хотели бы дополнить этот список. «Мастер и Маргарита» - роман М. Булгакова, вызывающий трудности понимания у обучающихся при его изучении в школьной программе. Справиться с данной проблемой можно с помощью новой экранизации произведения, режиссером которой является М. Локшин. Премьера фильма состоялась 25 января 2024 года
Новую картину по Булгакову, конечно, многие критикуют за некоторое упрощение и облегчение классического текста, ведь «Мастер и Маргарита» Локшина – это не философский эпос о добре и зле, но для массового зрителя это наиболее удобоваримый и понятный вариант, а также по мнению критиков – «прямое руководство самим взяться за текст Булгакова». А знакомые пересечения с нашей реальностью только подогревают зрительский интерес.
Фильм Локшина, несмотря на спорность некоторых решений, прекрасно передает атмосферу романа, визуализирует образы персонажей, создает ощущение мистического реализма. Это может помочь учащимся лучше понять и запомнить сюжет, характеры и идеи произведения.
При использовании данной экранизации на уроках литературы можно обсудить с обучающимися, какие элементы романа Локшин выделил, какие моменты подчеркнул, какие моменты опустил или изменил. Сравнение фильма с романом позволяет глубже проанализировать оба произведения, выявить различия в их интерпретации и показать, как киноязык может влиять на восприятие литературы. Т. Рыжкова, автор многочисленных статей об использовании кино на уроках литературы, считает, что анализ эпизода нужно начинать с выяснения того, что осталось за кадром, «чем вызвано купирование и можно ли согласиться с решением режиссёра» [2].
Визуальный формат фильма делает изучение «Мастера и Маргариты» более интересным и доступным для учащихся, особенно для тех, кто испытывает трудности с чтением или восприятием сложного текста. Также экранизация может служить отправной точкой для создания различных творческих проектов, например, эссе, презентаций, инсценировок, аудио- или видеороликов.
Таким образом, просмотр экранизаций на уроках литературы в школе позволяет учащимся глубоко погрузиться в художественный мир произведения, понять его философскую и нравственную проблематику, а также развить навыки анализа и интерпретации сложного литературного произведения.
Список литературы
1. Белинский В.Г. Эстетика и литературная критика в двух томах. Том I. М.: Художественная литература, 1986.
2. Рыжкова Т. «Мастер и Маргарита»: роман и фильм на уроках литературы. Первое сентября. Литература, 2006. 8. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lit.1september.ru/index.php?year=2006&num=8/ (дата обращения:20.08.2024).
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат