Дата публикации:
23.08.2024
Автор:
Монакова Наталья Ивановна
Название работы:
Рисование как средство развития познавательной деятельности у детей дошкольного возраста
Работа:
РИСОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Монакова Наталья Ивановна, воспитатель
МДОУ Детский сад № 3 УКМО, г.Усть-Кут Иркутской области
Аннотация. В статье рассматривается роль рисования как средства развития познавательной деятельности у детей дошкольного возраста. Описаны его влияние на восприятие, воображение, речь, мелкую моторику и логическое мышление, а также значение эмоционального аспекта в творческом процессе.
Ключевые слова: рисование, познавательная деятельность, дети дошкольного возраста, воображение, мелкая моторика, развитие речи, эмоциональное развитие.
Рисование является мощным средством развития познавательной деятельности у детей дошкольного возраста, объединяя в себе элементы игры, обучения и творчества. В процессе рисования ребенок активно исследует мир, выражает свои впечатления и эмоции, развивает воображение, мышление и мелкую моторику. Благодаря рисованию дети начинают лучше понимать окружающую действительность, усваивать новые знания и навыки, а также развивать свои когнитивные способности.
Одним из ключевых аспектов рисования как средства развития познавательной деятельности является стимулирование восприятия и внимания. Когда дети рисуют, они внимательно рассматривают предметы, которые собираются изобразить, изучают их форму, цвет, текстуру и размеры. Это развивает у них способность к наблюдению и детальному восприятию мира. Например, рисование с натуры, где ребенок изображает увиденное перед ним, помогает ему научиться фокусироваться на деталях и развивать зрительную память.
Рисование также способствует развитию воображения и творческого мышления. Когда ребенок создает свои фантастические образы или иллюстрирует придуманную им историю, он учится строить в уме новые образы и сочетать их с реальными объектами. Это процесс, в котором ребенок экспериментирует с цветами, формами и линиями, пробует различные способы выражения своих идей. Например, предложив детям нарисовать воображаемого друга или сказочную страну, педагог стимулирует их к поиску оригинальных решений и развитию креативного мышления.
Важную роль рисование играет и в развитии речи у дошкольников. Обсуждая свои рисунки, дети учатся формулировать мысли, описывать свои действия и выражать свои эмоции словами. В процессе создания рисунка они могут рассказывать историю, придумывать диалоги или описывать персонажей, что способствует развитию связной речи и расширению словарного запаса. Например, после завершения рисунка педагог может попросить ребенка рассказать, что изображено на картине, кто эти персонажи и что с ними происходит.
Рисование активно развивает мелкую моторику, которая связана с развитием интеллекта и когнитивных способностей. Когда дети учатся держать карандаш, кисть или мелки, они развивают координацию движений, что впоследствии положительно влияет на их способность к письму и другим видам деятельности, требующим точных движений. Например, рисование мелкими деталями, такими как листья на дереве или узоры на одежде персонажа, помогает детям совершенствовать свою руку и готовит их к будущим школьным нагрузкам.
Кроме того, рисование способствует развитию логического мышления и способности к классификации. Когда дети изображают объекты, они начинают осознавать различия и сходства между ними, учатся группировать предметы по определенным признакам. Например, рисование животных, растений или предметов мебели помогает детям понять и классифицировать окружающий мир, развивая их способности к анализу и синтезу информации.
Эмоциональный аспект рисования также играет значимую роль в познавательном развитии. Рисование помогает детям выражать свои чувства, справляться с эмоциями и находить выход из сложных ситуаций. Оно создает безопасное пространство для самовыражения, где ребенок может выразить свои страхи, радости или переживания. Например, дети могут рисовать свои страхи или конфликты, что помогает им осознать и проработать сложные эмоции в творческом процессе.
Таким образом, рисование является многофункциональным инструментом, способствующим развитию познавательной деятельности у детей дошкольного возраста. Оно помогает развивать восприятие, внимание, воображение, мышление и речь, а также способствует эмоциональному развитию и формированию важных навыков, необходимых для успешного обучения в школе и повседневной жизни.
Список литературы
Григорьева, О. А. Особенности развития творческого воображения старших дошкольников / О. А. Григорьева // Молодой учёный. – 2014. – №20. – С. 568-569.
Особенности организации и содержание образовательной деятельности по познавательному развитию дошкольников: Методические рекомендации / Авт.-сост. О.В. Морозова. – Мурманск: ГАУДПО МО Институт развития образования, 2020 – 70 с.
Скачать работу
Монакова Наталья Ивановна, воспитатель
МДОУ Детский сад № 3 УКМО, г.Усть-Кут Иркутской области
Аннотация. В статье рассматривается роль рисования как средства развития познавательной деятельности у детей дошкольного возраста. Описаны его влияние на восприятие, воображение, речь, мелкую моторику и логическое мышление, а также значение эмоционального аспекта в творческом процессе.
Ключевые слова: рисование, познавательная деятельность, дети дошкольного возраста, воображение, мелкая моторика, развитие речи, эмоциональное развитие.
Рисование является мощным средством развития познавательной деятельности у детей дошкольного возраста, объединяя в себе элементы игры, обучения и творчества. В процессе рисования ребенок активно исследует мир, выражает свои впечатления и эмоции, развивает воображение, мышление и мелкую моторику. Благодаря рисованию дети начинают лучше понимать окружающую действительность, усваивать новые знания и навыки, а также развивать свои когнитивные способности.
Одним из ключевых аспектов рисования как средства развития познавательной деятельности является стимулирование восприятия и внимания. Когда дети рисуют, они внимательно рассматривают предметы, которые собираются изобразить, изучают их форму, цвет, текстуру и размеры. Это развивает у них способность к наблюдению и детальному восприятию мира. Например, рисование с натуры, где ребенок изображает увиденное перед ним, помогает ему научиться фокусироваться на деталях и развивать зрительную память.
Рисование также способствует развитию воображения и творческого мышления. Когда ребенок создает свои фантастические образы или иллюстрирует придуманную им историю, он учится строить в уме новые образы и сочетать их с реальными объектами. Это процесс, в котором ребенок экспериментирует с цветами, формами и линиями, пробует различные способы выражения своих идей. Например, предложив детям нарисовать воображаемого друга или сказочную страну, педагог стимулирует их к поиску оригинальных решений и развитию креативного мышления.
Важную роль рисование играет и в развитии речи у дошкольников. Обсуждая свои рисунки, дети учатся формулировать мысли, описывать свои действия и выражать свои эмоции словами. В процессе создания рисунка они могут рассказывать историю, придумывать диалоги или описывать персонажей, что способствует развитию связной речи и расширению словарного запаса. Например, после завершения рисунка педагог может попросить ребенка рассказать, что изображено на картине, кто эти персонажи и что с ними происходит.
Рисование активно развивает мелкую моторику, которая связана с развитием интеллекта и когнитивных способностей. Когда дети учатся держать карандаш, кисть или мелки, они развивают координацию движений, что впоследствии положительно влияет на их способность к письму и другим видам деятельности, требующим точных движений. Например, рисование мелкими деталями, такими как листья на дереве или узоры на одежде персонажа, помогает детям совершенствовать свою руку и готовит их к будущим школьным нагрузкам.
Кроме того, рисование способствует развитию логического мышления и способности к классификации. Когда дети изображают объекты, они начинают осознавать различия и сходства между ними, учатся группировать предметы по определенным признакам. Например, рисование животных, растений или предметов мебели помогает детям понять и классифицировать окружающий мир, развивая их способности к анализу и синтезу информации.
Эмоциональный аспект рисования также играет значимую роль в познавательном развитии. Рисование помогает детям выражать свои чувства, справляться с эмоциями и находить выход из сложных ситуаций. Оно создает безопасное пространство для самовыражения, где ребенок может выразить свои страхи, радости или переживания. Например, дети могут рисовать свои страхи или конфликты, что помогает им осознать и проработать сложные эмоции в творческом процессе.
Таким образом, рисование является многофункциональным инструментом, способствующим развитию познавательной деятельности у детей дошкольного возраста. Оно помогает развивать восприятие, внимание, воображение, мышление и речь, а также способствует эмоциональному развитию и формированию важных навыков, необходимых для успешного обучения в школе и повседневной жизни.
Список литературы
Григорьева, О. А. Особенности развития творческого воображения старших дошкольников / О. А. Григорьева // Молодой учёный. – 2014. – №20. – С. 568-569.
Особенности организации и содержание образовательной деятельности по познавательному развитию дошкольников: Методические рекомендации / Авт.-сост. О.В. Морозова. – Мурманск: ГАУДПО МО Институт развития образования, 2020 – 70 с.
Преимущества нашего сервиса
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат
На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше
2 000 тестов, олимпиад
и викторин
Довольны порталом
и становятся
постоянными
клиентами
Наши олимпиады прошли
свыше 1 000 000 раз,
суммарно участвовало
300 000 человек
1
шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2
шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3
шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств