Дата публикации:
23.08.2024
Автор:
Тынянко Елена Олеговна
Название работы:
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья посредством сказок
Работа:
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПОСРЕДСТВОМ СКАЗОК
Тынянко Елена Олеговна, учитель русского языка и литературы
ГБОУ Луганской Народной Республики "Петровская специальная (коррекционная) школа-интернат"
Аннотация. В статье рассматривается использование сказок как средства социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Описаны методы и подходы, которые способствуют развитию социальных навыков, эмоционального интеллекта и нравственных качеств у детей с ОВЗ через работу со сказками. Приведены примеры практических занятий, направленных на интеграцию детей в социум посредством сказкотерапии.
Ключевые слова: социализация, дети с ОВЗ, сказкотерапия, социальные навыки, эмоциональное развитие.
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является одной из ключевых задач современного образования. Сказки, как часть культурного наследия, играют важную роль в развитии личности ребёнка, формировании его нравственных ориентиров и социального поведения. Через сказки дети могут научиться распознавать и выражать свои эмоции, понимать поступки и мотивы других людей, развивать навыки общения и взаимодействия. Для детей с ОВЗ, которые часто испытывают трудности в социальной адаптации, сказкотерапия становится эффективным инструментом, помогающим интегрироваться в общество.
Сказкотерапия использует терапевтический потенциал сказок для решения психологических и социальных проблем детей. В процессе работы со сказками дети учатся идентифицировать себя с персонажами, проживать через них различные ситуации, что помогает им лучше понять окружающий мир и свое место в нём. Для детей с ОВЗ это особенно важно, так как они часто сталкиваются с трудностями в восприятии социальных норм и правил. Сказки, благодаря своей наглядности и доступности, помогают таким детям осваивать социальные модели поведения, развивают у них эмпатию и эмоциональную устойчивость.
Применение сказок в процессе социализации детей с ОВЗ может быть разнообразным. Например, чтение и последующее обсуждение сказок позволяет детям анализировать поступки героев, обсуждать их мотивы и последствия. Важно, чтобы обсуждение проходило в форме диалога, где дети могли свободно высказывать свои мысли и чувства. Воспитатель или педагог может направлять обсуждение, задавая вопросы, которые помогают детям глубже осмыслить происходящее в сказке и соотнести его с реальной жизнью.
Кроме того, инсценировки сказок и ролевые игры являются эффективными методами социализации. В процессе ролевых игр дети могут примерять на себя различные социальные роли, учиться взаимодействовать с окружающими, развивать коммуникативные навыки. Для детей с ОВЗ это важный этап в освоении социальных норм и правил, так как он позволяет им в игровой форме проживать ситуации, с которыми они могут столкнуться в жизни.
Важным аспектом работы с детьми с ОВЗ является адаптация сказок к их потребностям. Это может включать упрощение текста, использование наглядных материалов, акцент на ключевых моральных уроках сказки. Важно, чтобы сказка была понятной и близкой ребёнку, соответствовала его возрасту и уровню развития. Также полезно использовать сказки, которые отражают реальные жизненные ситуации, знакомые детям, что способствует их лучшему восприятию и усвоению.
Таким образом, сказки являются мощным инструментом социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Через работу со сказками дети учатся понимать и выражать свои эмоции, развивают социальные навыки, осваивают нормы и правила поведения в обществе. Внедрение сказкотерапии в образовательный процесс способствует интеграции детей с ОВЗ в общество, улучшает их эмоциональное состояние и помогает им находить свое место в социуме.
Список литературы
Терехова, Н. Б. Сказкотерапия как форма психолого-педагогической работы с детьми ОВЗ / Н. Б. Терехова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 13 (251). — С. 290-292.
Чижова О. Н. Сказкотерапия как один из методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования // Дошкольная педагогика. — 2014. — № 9. - 57с.
Скачать работу
Тынянко Елена Олеговна, учитель русского языка и литературы
ГБОУ Луганской Народной Республики "Петровская специальная (коррекционная) школа-интернат"
Аннотация. В статье рассматривается использование сказок как средства социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Описаны методы и подходы, которые способствуют развитию социальных навыков, эмоционального интеллекта и нравственных качеств у детей с ОВЗ через работу со сказками. Приведены примеры практических занятий, направленных на интеграцию детей в социум посредством сказкотерапии.
Ключевые слова: социализация, дети с ОВЗ, сказкотерапия, социальные навыки, эмоциональное развитие.
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является одной из ключевых задач современного образования. Сказки, как часть культурного наследия, играют важную роль в развитии личности ребёнка, формировании его нравственных ориентиров и социального поведения. Через сказки дети могут научиться распознавать и выражать свои эмоции, понимать поступки и мотивы других людей, развивать навыки общения и взаимодействия. Для детей с ОВЗ, которые часто испытывают трудности в социальной адаптации, сказкотерапия становится эффективным инструментом, помогающим интегрироваться в общество.
Сказкотерапия использует терапевтический потенциал сказок для решения психологических и социальных проблем детей. В процессе работы со сказками дети учатся идентифицировать себя с персонажами, проживать через них различные ситуации, что помогает им лучше понять окружающий мир и свое место в нём. Для детей с ОВЗ это особенно важно, так как они часто сталкиваются с трудностями в восприятии социальных норм и правил. Сказки, благодаря своей наглядности и доступности, помогают таким детям осваивать социальные модели поведения, развивают у них эмпатию и эмоциональную устойчивость.
Применение сказок в процессе социализации детей с ОВЗ может быть разнообразным. Например, чтение и последующее обсуждение сказок позволяет детям анализировать поступки героев, обсуждать их мотивы и последствия. Важно, чтобы обсуждение проходило в форме диалога, где дети могли свободно высказывать свои мысли и чувства. Воспитатель или педагог может направлять обсуждение, задавая вопросы, которые помогают детям глубже осмыслить происходящее в сказке и соотнести его с реальной жизнью.
Кроме того, инсценировки сказок и ролевые игры являются эффективными методами социализации. В процессе ролевых игр дети могут примерять на себя различные социальные роли, учиться взаимодействовать с окружающими, развивать коммуникативные навыки. Для детей с ОВЗ это важный этап в освоении социальных норм и правил, так как он позволяет им в игровой форме проживать ситуации, с которыми они могут столкнуться в жизни.
Важным аспектом работы с детьми с ОВЗ является адаптация сказок к их потребностям. Это может включать упрощение текста, использование наглядных материалов, акцент на ключевых моральных уроках сказки. Важно, чтобы сказка была понятной и близкой ребёнку, соответствовала его возрасту и уровню развития. Также полезно использовать сказки, которые отражают реальные жизненные ситуации, знакомые детям, что способствует их лучшему восприятию и усвоению.
Таким образом, сказки являются мощным инструментом социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Через работу со сказками дети учатся понимать и выражать свои эмоции, развивают социальные навыки, осваивают нормы и правила поведения в обществе. Внедрение сказкотерапии в образовательный процесс способствует интеграции детей с ОВЗ в общество, улучшает их эмоциональное состояние и помогает им находить свое место в социуме.
Список литературы
Терехова, Н. Б. Сказкотерапия как форма психолого-педагогической работы с детьми ОВЗ / Н. Б. Терехова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 13 (251). — С. 290-292.
Чижова О. Н. Сказкотерапия как один из методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования // Дошкольная педагогика. — 2014. — № 9. - 57с.
Преимущества нашего сервиса
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат
На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше
2 000 тестов, олимпиад
и викторин
Довольны порталом
и становятся
постоянными
клиентами
Наши олимпиады прошли
свыше 1 000 000 раз,
суммарно участвовало
300 000 человек
1
шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2
шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3
шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств