Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Эффективные формы и приемы работы с детьми с ОВЗ на уроках русского языка . Работа №68373

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Эффективные формы и приемы работы с детьми с ОВЗ на уроках русского языка
Работа:
ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Тынянко Елена Олеговна, учитель русского языка и литературы
ГБОУ Луганской Народной Республики "Петровская специальная (коррекционная) школа-интернат"
Аннотация. В статье рассматриваются эффективные формы и приемы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на уроках русского языка. Описаны методы, которые способствуют успешному усвоению материала, развитию речевых и коммуникативных навыков у детей с различными видами нарушений. Приведены практические рекомендации по организации учебного процесса, направленного на адаптацию содержания уроков и поддержание интереса учащихся.
Ключевые слова: русский язык, дети с ОВЗ, формы работы, приемы, адаптация, речевые навыки.
Преподавание русского языка детям с ограниченными возможностями здоровья требует особого подхода, который учитывает их индивидуальные потребности и возможности. Важно использовать такие формы и приемы работы, которые способствуют успешному усвоению учебного материала, развивают речевые и коммуникативные навыки, поддерживают мотивацию к обучению. Для достижения этих целей необходимо адаптировать содержание уроков, применять наглядные пособия, использовать игровые и интерактивные методы, которые позволяют создать благоприятную образовательную среду для детей с различными видами нарушений.
Одним из эффективных приемов является использование наглядных пособий и визуальных опор. Для детей с ОВЗ важно видеть наглядное представление изучаемого материала, так как это облегчает процесс восприятия и запоминания. Например, при изучении правил орфографии можно использовать таблицы, схемы, карточки с иллюстрациями, которые помогают детям визуализировать информацию. Для развития лексического запаса и грамотного письма полезно использовать карточки с изображениями предметов и подписанными словами, что способствует усвоению орфографических норм и расширению словарного запаса.
Игровые методы также играют важную роль в работе с детьми с ОВЗ. Игры, направленные на развитие речевых навыков, стимулируют интерес детей к предмету, делают процесс обучения более увлекательным и доступным. Например, игры на составление предложений из заданных слов, подбор антонимов и синонимов, игры на развитие фонематического слуха позволяют детям активно участвовать в процессе обучения и лучше усваивать материал. Игровая форма работы особенно эффективна для детей с задержкой психического развития, так как она снижает уровень тревожности и повышает мотивацию к обучению.
Для детей с нарушениями речи и слуха важным приемом является использование мультисенсорного подхода, который включает в себя одновременное воздействие на несколько органов чувств. Например, дети могут писать слова в песке, лепить буквы из пластилина или рисовать их на бумаге, сопровождая действия проговариванием слов. Это помогает им лучше усвоить материал, активизировать память и развить мелкую моторику.
Работа в парах и группах является эффективной формой обучения для детей с ОВЗ. В ходе групповых занятий дети учатся взаимодействовать друг с другом, делиться мнениями, совместно решать задачи. Для развития коммуникативных навыков можно организовать диалоги, инсценировки, обсуждения, где дети будут взаимодействовать в разных социальных ролях. Это способствует развитию социальной адаптации, улучшает навыки общения и сотрудничества.
Особое внимание следует уделять адаптации учебных заданий к возможностям детей с ОВЗ. Задания должны быть посильными и доступными для каждого ученика. Важно учитывать уровень развития, темп работы и индивидуальные особенности детей. Например, задания могут быть упрощены или разбиты на этапы, чтобы облегчить их выполнение. Педагогу следует поощрять даже небольшие успехи детей, поддерживать их уверенность в своих силах и создавать атмосферу успеха.
Подводя итог, можно отметить, что успешное преподавание русского языка детям с ограниченными возможностями здоровья требует использования разнообразных форм и приемов работы, которые адаптированы к их потребностям и возможностям. Применение наглядных пособий, игровых методов, мультисенсорного подхода, групповой работы и адаптации заданий позволяет создать условия для эффективного обучения и развития детей с ОВЗ. Педагогу важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, поддерживать их мотивацию к обучению и помогать им достигать успеха в учебной деятельности.
Список литературы
Возняк, И. В. Использование специальных методов и форм работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья на уроках в инклюзивном классе / И. В. Возняк, Е. Г. Власенко, Г. М. Полякова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 25 (367). — С. 405-408.
Причепелюк В.И. Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы в обучении детей с ОВЗ // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2014.
Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×