Дата публикации:
23.08.2024
Автор:
Ткаченко Светлана Юрьевна
Название работы:
Патриотическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности
Работа:
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ткаченко Светлана Юрьевна, учитель начальных классов
ГБОУ "Школа № 31 имени Святого Прокопия г. о. Горловка"
Аннотация. В статье рассматриваются методы и формы патриотического воспитания младших школьников в урочной и внеурочной деятельности. Описаны примеры интеграции патриотических тем в учебные предметы, организации школьных мероприятий и творческих проектов, а также значимость личного примера взрослых в воспитании гражданской ответственности у детей.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, младшие школьники, урочная деятельность, внеурочная деятельность, гражданская идентичность, историческая память, творческие проекты.
Патриотическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности играет важную роль в формировании гражданской идентичности и любви к Родине с раннего возраста. В этом возрасте дети начинают осознавать себя как часть общества, и от того, какие ценности и установки они получают, зависит их будущее отношение к своей стране, её истории и культуре. Патриотическое воспитание направлено на развитие у детей чувства гордости за свою страну, уважения к её символам, понимания важности сохранения исторической памяти и ответственности за будущее своей Родины.
В урочной деятельности патриотическое воспитание может осуществляться через интеграцию патриотических тем в учебные предметы. Например, на уроках истории и обществознания младшим школьникам рассказывают о героях Великой Отечественной войны, выдающихся деятелях культуры и науки, событиях, повлиявших на развитие страны. Важно, чтобы эти уроки не просто передавали информацию, но и пробуждали эмоциональный отклик у детей, что достигается через использование литературных произведений, документальных фильмов и других наглядных материалов. Например, учителя могут организовать чтение произведений о войне, таких как рассказы Льва Кассиля или Юрия Яковлева, сопровождая их обсуждением, что помогает детям глубже понять ценность мира и мужества.
Во внеурочной деятельности патриотическое воспитание реализуется через различные формы работы, такие как экскурсии, участие в школьных мероприятиях, проектах и конкурсах. Экскурсии в музеи, посещение мемориалов и памятников, встречи с ветеранами и деятелями культуры позволяют детям соприкоснуться с историей и культурой страны, почувствовать её величие и уникальность. Например, в одной из школ Нижнего Новгорода ежегодно проводится акция Бессмертный полк, в рамках которой дети вместе с родителями и учителями проходят по улицам города с портретами своих родственников-участников войны. Это не только помогает сохранить память о героических событиях, но и укрепляет связь поколений.
Творческие проекты, такие как создание рисунков, плакатов или сочинений на тему Родины, позволяют детям выразить своё отношение к стране через искусство. Важно, чтобы такие проекты были доступны каждому ребенку и учитывали его индивидуальные способности. Например, организовать в школе выставку рисунков, где каждый класс подготовит свою коллективную работу на тему Моя Родина, что станет не только средством патриотического воспитания, но и способом укрепления детского коллектива.
Конкурсы и олимпиады патриотической направленности также играют важную роль в воспитании гражданских качеств у детей. Такие мероприятия могут включать викторины по истории России, конкурсы чтецов, посвященные великим историческим датам, и другие формы состязаний, где дети могут проявить свои знания и таланты. Например, школьные олимпиады на тему Знаю и люблю свою Родину стимулируют интерес к изучению истории и культуры страны, а также развивают у детей чувство ответственности и гордости за свои достижения.
Значимую роль в патриотическом воспитании играет личный пример взрослых – учителей, родителей, общественных деятелей. Дети учатся через наблюдение за поведением взрослых, их отношением к своей стране и её символам. Важно, чтобы педагоги и родители осознанно демонстрировали уважение к истории и культуре своей Родины, активно участвовали в патриотических мероприятиях и поддерживали интерес детей к этим темам.
Таким образом, патриотическое воспитание младших школьников является важнейшей составляющей образовательного процесса, которая способствует формированию у детей основ гражданской ответственности, любви и уважения к своей Родине. Успешная реализация патриотического воспитания возможна только при комплексном подходе, включающем как урочную, так и внеурочную деятельность, а также активное участие всех участников образовательного процесса.
Список литературы
Артюхова, И.С. Ценности и воспитание / И. С. Артюхова // Педагогика, 2015.-No4. –с.78-80.
ФГБУ Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи. Основы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Методические рекомендации. Москва, 2022.
Маслова, Т.М. Патриотическое воспитание младших школьников. Национально-региональный компонент: ежемесячный научно-методический журнал Начальная школа - М, 2016.-No 4. –С.11-12.
Скачать работу
Ткаченко Светлана Юрьевна, учитель начальных классов
ГБОУ "Школа № 31 имени Святого Прокопия г. о. Горловка"
Аннотация. В статье рассматриваются методы и формы патриотического воспитания младших школьников в урочной и внеурочной деятельности. Описаны примеры интеграции патриотических тем в учебные предметы, организации школьных мероприятий и творческих проектов, а также значимость личного примера взрослых в воспитании гражданской ответственности у детей.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, младшие школьники, урочная деятельность, внеурочная деятельность, гражданская идентичность, историческая память, творческие проекты.
Патриотическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности играет важную роль в формировании гражданской идентичности и любви к Родине с раннего возраста. В этом возрасте дети начинают осознавать себя как часть общества, и от того, какие ценности и установки они получают, зависит их будущее отношение к своей стране, её истории и культуре. Патриотическое воспитание направлено на развитие у детей чувства гордости за свою страну, уважения к её символам, понимания важности сохранения исторической памяти и ответственности за будущее своей Родины.
В урочной деятельности патриотическое воспитание может осуществляться через интеграцию патриотических тем в учебные предметы. Например, на уроках истории и обществознания младшим школьникам рассказывают о героях Великой Отечественной войны, выдающихся деятелях культуры и науки, событиях, повлиявших на развитие страны. Важно, чтобы эти уроки не просто передавали информацию, но и пробуждали эмоциональный отклик у детей, что достигается через использование литературных произведений, документальных фильмов и других наглядных материалов. Например, учителя могут организовать чтение произведений о войне, таких как рассказы Льва Кассиля или Юрия Яковлева, сопровождая их обсуждением, что помогает детям глубже понять ценность мира и мужества.
Во внеурочной деятельности патриотическое воспитание реализуется через различные формы работы, такие как экскурсии, участие в школьных мероприятиях, проектах и конкурсах. Экскурсии в музеи, посещение мемориалов и памятников, встречи с ветеранами и деятелями культуры позволяют детям соприкоснуться с историей и культурой страны, почувствовать её величие и уникальность. Например, в одной из школ Нижнего Новгорода ежегодно проводится акция Бессмертный полк, в рамках которой дети вместе с родителями и учителями проходят по улицам города с портретами своих родственников-участников войны. Это не только помогает сохранить память о героических событиях, но и укрепляет связь поколений.
Творческие проекты, такие как создание рисунков, плакатов или сочинений на тему Родины, позволяют детям выразить своё отношение к стране через искусство. Важно, чтобы такие проекты были доступны каждому ребенку и учитывали его индивидуальные способности. Например, организовать в школе выставку рисунков, где каждый класс подготовит свою коллективную работу на тему Моя Родина, что станет не только средством патриотического воспитания, но и способом укрепления детского коллектива.
Конкурсы и олимпиады патриотической направленности также играют важную роль в воспитании гражданских качеств у детей. Такие мероприятия могут включать викторины по истории России, конкурсы чтецов, посвященные великим историческим датам, и другие формы состязаний, где дети могут проявить свои знания и таланты. Например, школьные олимпиады на тему Знаю и люблю свою Родину стимулируют интерес к изучению истории и культуры страны, а также развивают у детей чувство ответственности и гордости за свои достижения.
Значимую роль в патриотическом воспитании играет личный пример взрослых – учителей, родителей, общественных деятелей. Дети учатся через наблюдение за поведением взрослых, их отношением к своей стране и её символам. Важно, чтобы педагоги и родители осознанно демонстрировали уважение к истории и культуре своей Родины, активно участвовали в патриотических мероприятиях и поддерживали интерес детей к этим темам.
Таким образом, патриотическое воспитание младших школьников является важнейшей составляющей образовательного процесса, которая способствует формированию у детей основ гражданской ответственности, любви и уважения к своей Родине. Успешная реализация патриотического воспитания возможна только при комплексном подходе, включающем как урочную, так и внеурочную деятельность, а также активное участие всех участников образовательного процесса.
Список литературы
Артюхова, И.С. Ценности и воспитание / И. С. Артюхова // Педагогика, 2015.-No4. –с.78-80.
ФГБУ Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи. Основы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Методические рекомендации. Москва, 2022.
Маслова, Т.М. Патриотическое воспитание младших школьников. Национально-региональный компонент: ежемесячный научно-методический журнал Начальная школа - М, 2016.-No 4. –С.11-12.
Преимущества нашего сервиса
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат
На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше
2 000 тестов, олимпиад
и викторин
Довольны порталом
и становятся
постоянными
клиентами
Наши олимпиады прошли
свыше 1 000 000 раз,
суммарно участвовало
300 000 человек
1
шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2
шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3
шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств