Развитие духовно-нравственных понятий у младших школьников во внеурочной деятельности
Организация внеурочной образовательной деятельности учащихся является обязательной частью образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность – целенаправленная образовательная деятельность, организуемая в свободное от уроков время в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся, направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы и осуществляется в формах, отличных от форм, используемых на урочных занятиях и включает в себя: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, соревнования, поисковые и научные исследования. Неоспоримыми преимуществами внеурочной деятельности являются предоставления обучающимся возможности огромного множества занятий, которые направленны на развитие ребенка в какой-либо сфере. В соответствии с требованиями ФГОС внеурочная деятельность для обучающихся 2-4 классов с 1 сентября 2022 года организуется по следующим направлениям развития личности:
духовно-нравственное;
социальное;
общеинтеллектуальное;
общекультурное;
спортивно-оздоровительное.
Духовно-нравственное направление реализуется в школе через такие формы как: курс «Неизвестный Каменск-Уральский»; организацию встреч с ветеранами войны и труда; с воинами-интернационалистами; проведение «уроков мужества»; выставки детских рисунков, тематические классные часы; тематические экскурсии «Мир вокруг меня»; участие в благотворительных акциях и оказание помощи ветеранам войны и труда, людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации; проведение и участие в конкурсах, фестивалях, соревнованиях, акциях, проектах и др., посещение художественных выставок, музеев, кино, фестивалей; организация и проведение праздников, спектаклей.
Спортивно-оздоровительное направление реализуется через такие формы как: курс «Ритмика», организация походов выходного дня; проведение «Дней здоровья»; организация и проведение совместных спортивных праздников с родителями; проведение школьных спортивных соревнований, спортивных мероприятий; проведение бесед по охране здоровья, формированию основ здорового образа жизни; применение на уроках игровых моментов, физических минуток; зарядки перед уроками, участие в городских спортивных соревнованиях.
Социальное направление реализуется через такие формы как: курс «Волонтерский отряд «Пока они живут среди живых», проведение экологических субботников; участие в акциях «Каждой пичужке по кормушке», «От сердца к сердцу», «Улыбнись, солдат», «Дари добро» и др., организация и участие в конкурсах, фестивалях, соревнованиях, акциях, проектах разных уровней; просмотр художественных фильмов патриотической направленности; проектно-исследовательской деятельности; военно-спортивных праздниках, играх; посещение экскурсий школьного музея, музеев города.
Общеинтеллектуальное направление реализуется через такие формы как: курсы «МДО», «Математика и конструирование», предметные недели и олимпиады; библиотечные уроки (сотрудничество с филиалом № 13 городской библиотеки им. Пушкина, городской библиотекой им. Бажова); конкурсы по предметам - «Олимпус», «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Красота Православия» и др., участие и проведение научно-практических конференций; участие в исследовательской работе на уровне школы, города.
Общекультурное направление реализуется через курс «Театр на английском», проведение тематических экскурсий «Я познаю мир»; посещение филармонических концертов, литературных гостиных; проведение экскурсий, организация выставок детских рисунков, поделок и творческих работ; проведение тематических классных часов; участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, города, области.
Занятия в объединениях внеурочной деятельности нацелены на формирование, развитие и получение учащимися социальных знаний и положительного отношения к базовым ценностям. В этом направлении важными и возможными становятся исследовательские проекты детей, различные внешкольные акции, которые направлены на приобретение учениками социально-значимых знаний гуманитарной, здоровье-сберегающей и экологической направленности. Различные познавательные экскурсии, которые организовываются в рамках существующей в классе программы экскурсионной деятельности, направлены как на развитие познавательных интересов учеников, так и на их приобщение к культурным ценностям своей страны. Развитию проблемно-ценностного общения помогает цикл этических бесед, который постоянно проводится для учеников младших классов. Он обращен на воспитание ответственного поведения ребенка в школе, на его развитие представлений о добре и зле, на воспитание их ценностного отношения к жизни, к другим людям, а также на освоение детьми правил современного этикета.
Реализуемая программа внеурочной деятельности «Разговоры о важном», разработана в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования. Задачей педагога, работающего по программе, является развитие у обучающегося ценностного отношения к Родине, природе, человеку, культуре, знаниям, здоровью.
Педагог помогает обучающемуся:
− в формировании его российской идентичности;
− в формировании интереса к познанию;
− в формировании осознанного отношения к своим правам и свободам и уважительного отношение к правам и свободам других;
− в выстраивании собственного поведения с позиции нравственных и правовых норм;
− в создании мотивации для участия в социально-значимой деятельности;
− в развитии у школьников общекультурной компетентности;
− в развитии умения принимать осознанные решения и делать выбор;
− в осознании своего места в обществе;
− в познании себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;
− в формировании готовности к личностному самоопределению.
Организуемая в школе игровая деятельность в рамках внеурочной деятельности делает возможным развитие интереса к истории различных игр, воспитывает культуру выполняемых совместно двигательных действий, а также развивает чувство коллектива, расширяет кругозор учеников. Например, подвижные игры средней и малой подвижности на переменах, прогулки в группе продленного дня.
Трудовая деятельность включает в себя дежурство по классу или школе, индивидуальные и коллективные выполнения заданий, организуемые в школе, все это формирует у учеников определенный опыт самостоятельно выполняемого общественно-значимого действия, а также формируется положительное отношение к труду как к базовой человеческой ценности. Общественно-полезная деятельность, которая возможна совместно с родителями и учителями школы, направлена на видоизменение окружающей среды, например, сезонные субботники по уборке школьной территории, становятся основой духовно-нравственных качеств личности младшего школьника.
Художественное творчество. Данное направление внеурочной деятельности предполагает знакомство с основами ручного труда, разработку и апробирование учениками своих личных проектов, так же воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду, духовно-нравственное воспитание детей, силами организации различных социально-ориентированных акций.
Спортивно-оздоровительная деятельность. Организация мероприятий по программам данного направления внеурочной деятельности направлена на воспитание у ребенка высоконравственных и волевых качеств. Так же она направлена на физическое развитие и оздоровление, воспитание у них силы воли, ответственности, чувства уважения к другим людям. Таким образом, можно сделать вывод, что внеурочная деятельность младших школьников является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, которая позволяет в полной мере реализовать требования ФГОС НОО, а также требования современного общества к духовно-нравственному воспитанию детей.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат