Дата публикации:
26.08.2024
Автор:
Янушко Анна Александровна
Название работы:
Логопедическая работа по формированию коммуникативных навыков на коррекционно-развивающих занятиях
Работа:
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ НА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЯХ
Янушко Анна Александровна, учитель-логопед
ГБОУ "Московская международная школа"
Аннотация. В статье рассматривается логопедическая работа по формированию коммуникативных навыков у детей на коррекционно-развивающих занятиях. Описаны основные методы и приемы, направленные на развитие речи, навыков общения и взаимодействия, а также устранение речевых нарушений. Приведены примеры практических упражнений, направленных на улучшение вербальной и невербальной коммуникации, расширение словарного запаса и развитие связной речи.
Ключевые слова: логопедическая работа, коммуникативные навыки, коррекционно-развивающие занятия, речевые нарушения, связная речь.
Формирование коммуникативных навыков у детей с речевыми нарушениями является одной из ключевых задач логопедической работы. Дети с нарушениями речи часто испытывают трудности не только в произношении звуков, но и в общении с окружающими, что затрудняет их социализацию и адаптацию в коллективе. Логопедические занятия, направленные на развитие коммуникативных навыков, помогают детям преодолевать эти трудности, улучшая их способность к взаимодействию и полноценному общению.
На коррекционно-развивающих занятиях большое внимание уделяется развитию вербальной коммуникации. Одним из эффективных методов является игра, в которой дети учатся формулировать свои мысли, задавать вопросы и отвечать на них, участвовать в диалогах и обсуждениях. Например, ролевые игры, где дети принимают на себя определенные роли, помогают им развивать речевые навыки в различных коммуникативных ситуациях. Занятия могут включать упражнения на составление предложений, пересказ текстов, обсуждение картин или событий, что способствует расширению словарного запаса и улучшению связной речи.
Невербальная коммуникация также играет важную роль в процессе обучения. Дети учатся понимать и использовать жесты, мимику, интонацию, что помогает им более точно выражать свои эмоции и понимать других. Логопедические занятия могут включать упражнения на развитие мимических и жестовых средств общения, такие как игра "Отгадай эмоцию", где дети учатся распознавать и выражать различные эмоциональные состояния. Это помогает им лучше ориентироваться в общении и улучшает их способность к невербальной передаче информации.
Диалоговые формы обучения способствуют активному вовлечению детей в процесс общения. В ходе занятий дети учатся поддерживать беседу, слушать собеседника, выражать свое мнение и реагировать на слова других. Практика диалогов, включая обсуждение прочитанных текстов, ситуационных задач и проблемных вопросов, помогает детям овладеть навыками ведения беседы и учит их взаимодействовать в коллективе.
Работа над развитием связной речи включает упражнения на пересказ, составление рассказов по картинкам или темам, создание небольших текстов. Логопед помогает детям структурировать свои высказывания, следить за последовательностью и логикой изложения. Постепенно дети учатся выражать свои мысли более развернуто и логично, что способствует развитию их речевой и мыслительной деятельности.
Важным элементом коррекционно-развивающих занятий является игровая деятельность. Например, игры на развитие фонематического слуха, сюжетно-ролевые игры, игры на развитие связной речи и воображения помогают детям не только осваивать речевые навыки, но и учат взаимодействовать с другими детьми в игровой форме. Игры, направленные на развитие коммуникативных навыков, делают процесс обучения увлекательным и доступным для детей.
Подводя итог вышесказанного, можно утверждать, что логопедическая работа по формированию коммуникативных навыков на коррекционно-развивающих занятиях способствует всестороннему развитию речи, улучшению вербальной и невербальной коммуникации, а также социализации детей с речевыми нарушениями. Использование разнообразных методов и приемов позволяет учителю-логопеду эффективно решать задачи коррекции речи, помогая детям овладеть навыками полноценного общения и взаимодействия с окружающими.
Список литературы
Ковалева, О. Г. Способы формирования коммуникативной компетенции дошкольника через систему логопедических занятий / О.Г.Ковалева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — №12 (407). — С. 233-236.
Жуковская, Н. А. Развитие у старших дошкольников с ОНР коммуникативных умений / Н. А. Жуковская. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 1 (239). — С. 161-164.
Скачать работу
Янушко Анна Александровна, учитель-логопед
ГБОУ "Московская международная школа"
Аннотация. В статье рассматривается логопедическая работа по формированию коммуникативных навыков у детей на коррекционно-развивающих занятиях. Описаны основные методы и приемы, направленные на развитие речи, навыков общения и взаимодействия, а также устранение речевых нарушений. Приведены примеры практических упражнений, направленных на улучшение вербальной и невербальной коммуникации, расширение словарного запаса и развитие связной речи.
Ключевые слова: логопедическая работа, коммуникативные навыки, коррекционно-развивающие занятия, речевые нарушения, связная речь.
Формирование коммуникативных навыков у детей с речевыми нарушениями является одной из ключевых задач логопедической работы. Дети с нарушениями речи часто испытывают трудности не только в произношении звуков, но и в общении с окружающими, что затрудняет их социализацию и адаптацию в коллективе. Логопедические занятия, направленные на развитие коммуникативных навыков, помогают детям преодолевать эти трудности, улучшая их способность к взаимодействию и полноценному общению.
На коррекционно-развивающих занятиях большое внимание уделяется развитию вербальной коммуникации. Одним из эффективных методов является игра, в которой дети учатся формулировать свои мысли, задавать вопросы и отвечать на них, участвовать в диалогах и обсуждениях. Например, ролевые игры, где дети принимают на себя определенные роли, помогают им развивать речевые навыки в различных коммуникативных ситуациях. Занятия могут включать упражнения на составление предложений, пересказ текстов, обсуждение картин или событий, что способствует расширению словарного запаса и улучшению связной речи.
Невербальная коммуникация также играет важную роль в процессе обучения. Дети учатся понимать и использовать жесты, мимику, интонацию, что помогает им более точно выражать свои эмоции и понимать других. Логопедические занятия могут включать упражнения на развитие мимических и жестовых средств общения, такие как игра "Отгадай эмоцию", где дети учатся распознавать и выражать различные эмоциональные состояния. Это помогает им лучше ориентироваться в общении и улучшает их способность к невербальной передаче информации.
Диалоговые формы обучения способствуют активному вовлечению детей в процесс общения. В ходе занятий дети учатся поддерживать беседу, слушать собеседника, выражать свое мнение и реагировать на слова других. Практика диалогов, включая обсуждение прочитанных текстов, ситуационных задач и проблемных вопросов, помогает детям овладеть навыками ведения беседы и учит их взаимодействовать в коллективе.
Работа над развитием связной речи включает упражнения на пересказ, составление рассказов по картинкам или темам, создание небольших текстов. Логопед помогает детям структурировать свои высказывания, следить за последовательностью и логикой изложения. Постепенно дети учатся выражать свои мысли более развернуто и логично, что способствует развитию их речевой и мыслительной деятельности.
Важным элементом коррекционно-развивающих занятий является игровая деятельность. Например, игры на развитие фонематического слуха, сюжетно-ролевые игры, игры на развитие связной речи и воображения помогают детям не только осваивать речевые навыки, но и учат взаимодействовать с другими детьми в игровой форме. Игры, направленные на развитие коммуникативных навыков, делают процесс обучения увлекательным и доступным для детей.
Подводя итог вышесказанного, можно утверждать, что логопедическая работа по формированию коммуникативных навыков на коррекционно-развивающих занятиях способствует всестороннему развитию речи, улучшению вербальной и невербальной коммуникации, а также социализации детей с речевыми нарушениями. Использование разнообразных методов и приемов позволяет учителю-логопеду эффективно решать задачи коррекции речи, помогая детям овладеть навыками полноценного общения и взаимодействия с окружающими.
Список литературы
Ковалева, О. Г. Способы формирования коммуникативной компетенции дошкольника через систему логопедических занятий / О.Г.Ковалева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — №12 (407). — С. 233-236.
Жуковская, Н. А. Развитие у старших дошкольников с ОНР коммуникативных умений / Н. А. Жуковская. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 1 (239). — С. 161-164.
Преимущества нашего сервиса
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат
На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше
2 000 тестов, олимпиад
и викторин
Довольны порталом
и становятся
постоянными
клиентами
Наши олимпиады прошли
свыше 1 000 000 раз,
суммарно участвовало
300 000 человек
1
шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2
шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3
шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств