Дата публикации:
26.08.2024
Автор:
Цубикс Светлана Артуровна
Название работы:
Функциональная грамотность младших школьников
Работа:
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Цубикс Светлана Артуровна, учитель начальных классов
МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №46" г. Иркутска
Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования функциональной грамотности младших школьников в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Обсуждаются основные компоненты функциональной грамотности, методы и подходы к её развитию в начальной школе. Приводятся примеры педагогических практик, способствующих развитию навыков чтения, письма, математической и цифровой грамотности, а также умения решать повседневные задачи и применять знания в реальной жизни.
Ключевые слова: функциональная грамотность, младшие школьники, ФГОС, чтение, математика, цифровая грамотность, учебный процесс.
Формирование функциональной грамотности у младших школьников является одной из приоритетных задач начального образования. В условиях реализации ФГОС функциональная грамотность рассматривается как ключевой показатель качества образования, определяющий способность учащихся эффективно использовать полученные знания и навыки в различных жизненных ситуациях. Она включает в себя развитие умения читать, понимать и анализировать тексты, решать математические задачи, использовать цифровые технологии и применять знания для решения повседневных проблем.
Одним из важнейших компонентов функциональной грамотности является грамотность чтения. В начальной школе основное внимание уделяется не только обучению чтению, но и развитию умений понимать прочитанное, анализировать и интерпретировать информацию. Учителя применяют различные методы, такие как чтение вслух, обсуждение текста, работа с иллюстрациями и графическими материалами, чтобы развить у детей навыки смыслового чтения. Например, после прочтения рассказа учащиеся могут обсуждать сюжет, высказывать своё мнение о поступках героев, анализировать причинно-следственные связи. Это помогает детям глубже осознать содержание текста и использовать полученные знания для решения задач в других предметных областях.
Математическая грамотность является ещё одним важным аспектом функциональной грамотности. В начальной школе формирование математической грамотности включает в себя обучение базовым арифметическим операциям, умение решать задачи и использовать математические знания в повседневной жизни. Например, учащиеся учатся вычислять сдачу при покупке товаров, определять время по часам, сравнивать величины и работать с простыми графиками. Развитие этих навыков помогает детям понимать и использовать математику не только в учебной, но и в практической деятельности.
Цифровая грамотность становится всё более важным компонентом функциональной грамотности в современном мире. В условиях начальной школы цифровая грамотность включает в себя обучение базовым навыкам работы с компьютером, поиском информации в интернете, безопасным использованием цифровых технологий. Например, учащиеся могут осваивать основы работы с текстовыми редакторами, учиться искать информацию для выполнения заданий и проектов, а также изучать основы интернет-безопасности. Эти навыки являются важными для успешной социализации и дальнейшего обучения детей в условиях цифрового общества.
Важным аспектом формирования функциональной грамотности является развитие у детей способности применять знания в реальных жизненных ситуациях. Учителя могут использовать проектные и исследовательские методы обучения, которые позволяют учащимся решать реальные проблемы, применять свои знания и навыки на практике. Например, в рамках проекта "Моя семья" дети могут составлять родословные, собирать информацию о традициях и обычаях, анализировать семейный бюджет. Такие проекты способствуют развитию у учащихся межпредметных связей, учат их планировать и организовывать свою работу, анализировать полученные данные и представлять результаты своей деятельности.
Подводя итог, можно сказать, что формирование функциональной грамотности у младших школьников является многогранным процессом, включающим развитие различных компетенций и навыков. Важно, чтобы учителя использовали разнообразные методы и подходы, направленные на развитие у детей умения читать, считать, работать с информацией и применять знания в реальной жизни. Только систематическая работа по развитию функциональной грамотности позволит детям успешно адаптироваться к требованиям современной жизни и стать компетентными, самостоятельными и ответственными гражданами.
Список литературы
1.Виноградова Н.Ф., Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И. и др. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя. Москва, 2018.
2.Функциональная грамотность младшего школьника. Дидактическое сопровождение. Книга для учителя / Н. Ф. Виноградова, Е. Э. Кочурова, М. И. Кузнецова, О. О. Петрашко, В. Ю. Романова, О. А. Рыдзе, И. С. Хомякова. –М.: ФГБНУ Институт стратегии развития образования Российской академии образования, 2018–468 с.
Скачать работу
Цубикс Светлана Артуровна, учитель начальных классов
МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №46" г. Иркутска
Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования функциональной грамотности младших школьников в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Обсуждаются основные компоненты функциональной грамотности, методы и подходы к её развитию в начальной школе. Приводятся примеры педагогических практик, способствующих развитию навыков чтения, письма, математической и цифровой грамотности, а также умения решать повседневные задачи и применять знания в реальной жизни.
Ключевые слова: функциональная грамотность, младшие школьники, ФГОС, чтение, математика, цифровая грамотность, учебный процесс.
Формирование функциональной грамотности у младших школьников является одной из приоритетных задач начального образования. В условиях реализации ФГОС функциональная грамотность рассматривается как ключевой показатель качества образования, определяющий способность учащихся эффективно использовать полученные знания и навыки в различных жизненных ситуациях. Она включает в себя развитие умения читать, понимать и анализировать тексты, решать математические задачи, использовать цифровые технологии и применять знания для решения повседневных проблем.
Одним из важнейших компонентов функциональной грамотности является грамотность чтения. В начальной школе основное внимание уделяется не только обучению чтению, но и развитию умений понимать прочитанное, анализировать и интерпретировать информацию. Учителя применяют различные методы, такие как чтение вслух, обсуждение текста, работа с иллюстрациями и графическими материалами, чтобы развить у детей навыки смыслового чтения. Например, после прочтения рассказа учащиеся могут обсуждать сюжет, высказывать своё мнение о поступках героев, анализировать причинно-следственные связи. Это помогает детям глубже осознать содержание текста и использовать полученные знания для решения задач в других предметных областях.
Математическая грамотность является ещё одним важным аспектом функциональной грамотности. В начальной школе формирование математической грамотности включает в себя обучение базовым арифметическим операциям, умение решать задачи и использовать математические знания в повседневной жизни. Например, учащиеся учатся вычислять сдачу при покупке товаров, определять время по часам, сравнивать величины и работать с простыми графиками. Развитие этих навыков помогает детям понимать и использовать математику не только в учебной, но и в практической деятельности.
Цифровая грамотность становится всё более важным компонентом функциональной грамотности в современном мире. В условиях начальной школы цифровая грамотность включает в себя обучение базовым навыкам работы с компьютером, поиском информации в интернете, безопасным использованием цифровых технологий. Например, учащиеся могут осваивать основы работы с текстовыми редакторами, учиться искать информацию для выполнения заданий и проектов, а также изучать основы интернет-безопасности. Эти навыки являются важными для успешной социализации и дальнейшего обучения детей в условиях цифрового общества.
Важным аспектом формирования функциональной грамотности является развитие у детей способности применять знания в реальных жизненных ситуациях. Учителя могут использовать проектные и исследовательские методы обучения, которые позволяют учащимся решать реальные проблемы, применять свои знания и навыки на практике. Например, в рамках проекта "Моя семья" дети могут составлять родословные, собирать информацию о традициях и обычаях, анализировать семейный бюджет. Такие проекты способствуют развитию у учащихся межпредметных связей, учат их планировать и организовывать свою работу, анализировать полученные данные и представлять результаты своей деятельности.
Подводя итог, можно сказать, что формирование функциональной грамотности у младших школьников является многогранным процессом, включающим развитие различных компетенций и навыков. Важно, чтобы учителя использовали разнообразные методы и подходы, направленные на развитие у детей умения читать, считать, работать с информацией и применять знания в реальной жизни. Только систематическая работа по развитию функциональной грамотности позволит детям успешно адаптироваться к требованиям современной жизни и стать компетентными, самостоятельными и ответственными гражданами.
Список литературы
1.Виноградова Н.Ф., Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И. и др. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя. Москва, 2018.
2.Функциональная грамотность младшего школьника. Дидактическое сопровождение. Книга для учителя / Н. Ф. Виноградова, Е. Э. Кочурова, М. И. Кузнецова, О. О. Петрашко, В. Ю. Романова, О. А. Рыдзе, И. С. Хомякова. –М.: ФГБНУ Институт стратегии развития образования Российской академии образования, 2018–468 с.
Преимущества нашего сервиса
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат
На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше
2 000 тестов, олимпиад
и викторин
Довольны порталом
и становятся
постоянными
клиентами
Наши олимпиады прошли
свыше 1 000 000 раз,
суммарно участвовало
300 000 человек
1
шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2
шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3
шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств