ШКОЛА – СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР СЕЛА
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Луганской Народной Республики «Учебно-воспитательный комплекс «Михайлюковская школа»
Автор: Подгайченко Любовь Ивановна,
учитель начальных классов
Актуальность работы: Село для многих поколений нашего народа является основой познания жизни, колыбелью глубокой народной моральности. Соответственно сельская школа – это неисчерпаемая сокровищница духовности, культуры и менталитета сельских жителей. Она занимает особенное место, прежде всего, благодаря той роли, которая традиционно отводится ей в жизни села, в воспитании человека- патриота, труженика.
Основная идея: содействовать пониманию и осознанию того, что каждый ребенок в селе – полноправный маленький гражданин Российской Федерации, который должен иметь реальную возможность получить полноценное образование.
Задания:
- создание условий для гармоничного развития каждого ребенка, его самореализации;
- формирование патриотических ценностей с привлечением к воспитательному процессу родителей, семей, представителей общества;
- восстановление исторической справедливости ;
- воспитание уважения к народным традициям, обычаям, культуре, государственному языку.
Целевая аудитория: учащиеся 1 – 9 классов, родители, жители села.
Описание работы. Школа в селе является едва ли не единственным социокультурным и образовательным центром. Она интенсивно исполняет функцию сохранения сельского устройства жизни, сельской культуры фундаментального пласта национальной культуры. Особое положение в структуре села занимает сельская школа - это гораздо больше, чем просто школа. Это явление социальное, культурное и экономическое, потому что она во многом влияет на жизнь села. Школа и социум в селе не разделимы. Являясь органической частью целого, сельская школа отражает все противоречия, проблемы, ценности, присущие сельскому жителю, помогает в преодолении социальных различий, сохранения принципа социального равенства сельского социума. И это, бесспорно, возлагает определенную ответственность на всех участников учебно-воспитательного процесса за уровень его организации и качество.
Особое внимание нужно уделить восстановлению исторической справедливости, так как за годы правления хунты в Украине, были искажены события Великой Отечественной войны, история нашей Родины, отношения к народам различных национальностей. К сожалению, в настоящее время мы имеем поколение, которое очень мало знает о роли нашего народа в Великой Отечественной войне. У школьников почти нет идеалов, они не знают или очень мало знают о тех, кто обеспечил им будущее, отстоял его для них. Сегодня учителя ГБОУ ЛНР «УВК «Михайлюковская школа» в своей воспитательной работе поставили патриотическое воспитание на первое место. Так в 2023 году в нашем селе, в предверии 78 годовщины Победы, был заложен Сад Памяти вместе с нашими шефами из города Мичуринска Тамбовской области. Мичуринские яблони будут цвести в нашем селе, как наша дружба, которая зародилась благодаря проекту Главы Тамбовской области Максима Борисовича Егорова . Этот сад будет напоминать о приемственности поколений и подвигах Героев Великой Отечественной войны. В 2024 году наш сад пополнился новыми саженцами, которые передали нам наши друзья, Глава города Мичуринска Максим Харников и его команда. Дети ухаживают за молодым садом и ждут плодов.
Наша школа присоединилась к Всероссийскому образовательному проекту «Парта Героя». Цель проекта – напомнить обучающимся о земляке-Герое, совершившем доблестный поступок, проявивший личное мужество и готовность к самопожертвованию, о ветеране Великой Отечественной войны, бывшем директоре школы Михайлюке Владимире Владимировиче.
Дети нашей школы принимают активное участие во многих общешкольных мероприятиях, где знакомятся с историей нашей Великой Страны, понимают о важности сохранения памяти о подвигах Героев Отечества. В своей работе учителя используют различные виды работы. Это и тематические классные часы, викторины, просмотры тематических видео, книжные выставки, участие в акциях «Поздравь героя», «Письмо солдату», «Журавли» , «Классика Победы» и др.
Научные исследования убедительно доказывают, что ребенок должен находиться под постоянным воздействием материальной и духовной культуры своего народа. Именно такой путь приводит к воспитанию сознательных и патриотически настроенных граждан.
На сегодняшний день, система образования России находится в состояний модернизации. Особое внимание уделено сельской школе и реформированию аграрного сектора страны. Для обеспечения доступности и достижения высокого качества общего образования для граждан, проживающих в сельской местности разработан комплексный подход (реструктуризация сети сельских школ), в котором учитывается особый социально-культурный статус сельской школы, национальные и демографические особенности российских регионов, накопленный позитивный опыт и традиции сельского образования. Сегодня как для города, так и для села наиболее актуальной есть проблема доступности качественного образования. Основным противоречием развития сельской школы есть противоречие между необходимостью обеспечения сельскому ребенку широкого спектра образовательных услуг высокого качества и невозможности это сделать на уровне каждой сельской школы. Именно поэтому возникает потребность в поиске новых форм организации учебно-воспитательного процесса, а главное – в стремлении к общему, а не самостоятельному, изолированному решению образовательных проблем.
Выравнивание качества образования сельской и городской школы много в чем зависит от профессионального уровня учителя. Подбор профессиональных кадров для сельской школы есть наиболее важным заданием для руководства, так как не хватает нагрузки для учителей узкого профиля (только учителей биологии или истории и т.д.). В нашей школе решаем эту проблему с помощью профессиональной переподготовки, получения дополнительного образования, прохождения курсов повышения квалификации.
Одна из самых серьезных бед сельских школ - малокомплектность. Средняя наполняемость классов в нашей сельской школе составляет 5 человек . В маленьких школах учителя по-прежнему вынуждены объединять на одном уроке ребят разного возраста, занимаются с ними одновременно по нескольким программам. Методисты сколько угодно могут изобретать всевозможные технологии обучения в разновозрастных группах - все равно эффект будет невысоким. Да, учитель меньше тратит времени на проверку тетрадей, но подготовка к уроку в классе-комплекте занимает гораздо больше времени, чем подготовка к обычному уроку. А проведение такого урока морально выматывает учителя. Что можно дать самостоятельно выполнить детям в 1 классе, когда ты работаешь с 3 классом?
В нашей школе есть современный компьютерный класс с выходом в Интернет, библиотека, которую наполнить необходимыми книгами и методической литературой помогли шефы с Тамбовской области г. Мичуринска.
Сельская школа как воспитательный институт всегда осознавала жизненную потребность в налаживании контактов между школой и селом, по возможности укрепляла эту связь. Практика показала, что установление сотрудничества - процесс многосложный, двусторонний, длительный, зависящий от многих факторов. Главный из них - инициирующая роль школы. Там, где сотрудничество состоялось и стало нормой взаимодействия школы и села, произошло взаимообогащение друг друга, которое, прежде всего, положительно сказалось на социализации детей. Создание образовательно-культурных центров, объединяющих под одной крышей школу, дом культуры - еще один из путей реструктуризации сети. Именно они становятся объединяющими сельчан учреждениями, работая днем - в режиме школы, вечером - организуя досуг всех детей и взрослых. Верим, что в скором будущем полную силу начнут работать различные клубы по интересам, физкультурные занятия и т.п. Сегодня же, художественно одаренные дети занимаются в вокальном кружке, который существует на базе сельского дома культуры. Уже не первый год действует Образцовый фольклорно-инструментальный коллектив «Ложкари», которым занимается музыкальный руководитель Лазарев Е.А. Коллектив неоднократно был победителем различных конкурсов, выступал в городах Шахты, Тамбове, Луганске, Калуге. Ребята приняли участие в грантовом проекте «Один народ – одна культура: нас не отменят!» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. «Ложкари» получили наивысшую награду в международном конкурсе-фестивале «Россыпь радужных талантов». Мы гордимся нашими талантами и успехами ребят.
Обучающиеся ГБОУ ЛНР «УВК «Михайлюковская школа» являются активными участниками Движения Первых. Принимают участие во многих Всероссийских акциях, субботниках, марафонах. Улучшают экологическую обстановку родного села (Всероссийские акции «Воды России», «Сад Памяти», «Юннатский субботник», «Весенняя прогулка» и др.). Особое внимание активисты уделяют милосердию - мероприятиям, направленным на социально значимые действия: помощь ветеранам, пожилым и инвалидам, шефство над памятниками, мемориалами и другую благотворительную деятельность. Ребята учатся чтить память погибших, с уважением относиться к старикам, узнают новое, изучают достижения науки и техники, участвуют в конкурсах, они же есть активными участниками художественной самодеятельности нашего села (Всероссийские акции «Весна в движении», «Атлас природы», «Читаем на родном», «Безопасность детства», «Дарю тепло» и др.) Дети знакомятся с народными традициями, что помогает им намного лучше развиваться как личности. Тем более воспитательное значение этих социальных явлений вызывают горячее стремление следовать примерам установившихся нормам и правилам. У детей формируется определенное отношение к народным традициям, отношение глубокого уважения, понимания их сущности, желание изучать и следовать примеру людей, носителей этих явлений.
Подготовка воспитательного мероприятия , беседы - достаточно трудоемкая задача. На педагогическом совете школы мы приняли решение не только проводить такие мероприятия для «своего» класса, но и приглашать на них ребят близких по возрасту. Такие открытые мероприятия стали интересной формой, которая позволила, с одной стороны, экономить время и усилия учителей, а с другой - значительно расширить кругозор детей.
Таким образом, в сельской местности школа все чаще стала восприниматься как образовательный центр, где обязаны воспитать ребенка, научив всему лучшему, дать хорошие знания. Личностно-ориентированная развивающая образовательная среда школы должна обеспечить всем субъектам образовательного процесса возможности удовлетворения физиологических потребностей; потребностей в безопасности и уверенности в будущем.
Возможность удовлетворения социальных потребностей через усвоение групповых норм и идеалов. Удовлетворение и развитие потребности в значимой преобразующей деятельности в соответствии с интересами и склонностями, потребность в сохранении и повышении самооценки, в самоактуализации. А востребованность в культурных учреждениях у жителей села только увеличивается. Ведь занятость в досуговой сфере для населения - не только способ рекреации, но и возможность реализовать себя как личность - через посещение мероприятий в качестве зрителя, через деятельность разнообразных кружков и объединений, проведение и участие в различных мероприятиях и конкурсных программах, ориентированных на все слои населения, оказывает положительное влияние на состояние сельчан.
Важным фактором социально-культурной жизни села является организация взаимодействия школы и иных структур: если школа далека от волнующих людей проблем сельской жизни, она вряд ли может рассчитывать на активную поддержку людей. Там же, где школа проявляет не просто интерес, а принимает живое участие в их решении, создаются предпосылки для оказания помощи школе и ее подопечным. Такое взаимодействие со всеми структурами сельского социума дает прекрасное воспитательное пространство, наполняет его особой событийностью (сопроживанием, сопереживанием, общностью интересов, забот) всех участников совместной жизнедеятельности.
Ожидаемые результаты. Нами сделаны первые шаги в образовании Российской Федерации. Ещё много нужно думать о самом содержании обучения, о связи школы – семьи – общества, о том, как воспитать настоящих патриотов России, о режисуре обучающегося процесса и прочее. Но все – и в школе, и в селе – утверждают, что школа в Михайлюках была, есть и остаётся социокультурным центром села. Гордятся ею и понимают, что без школы в селе нельзя, потому что она укрепляет душу ребёнка, открывает широкую дорогу в мир, где русский человек будет чувствовать себя достойно, уверенно, независимо. И мы верим, что будет обязательно счастливым.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат