«ПЛЕНЭР» КАК ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ ОТДЕЛЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ДШИ
Харитонов Андрей Михайлович, преподаватель,
МОУ ДО ДШИ г. Переславля-Залесского
Аннотация. В статье рассматривается значение и роль пленэра как формы реализации творческого потенциала учащихся отделения изобразительного искусства детской школы искусств (ДШИ). Обсуждаются методические аспекты организации занятий на пленэре, их влияние на развитие художественных навыков, наблюдательности и воображения у детей. Приводятся примеры успешного использования пленэра для раскрытия индивидуальности и формирования художественного стиля учащихся.
Ключевые слова: пленэр, изобразительное искусство, ДШИ, творческий потенциал, художественные навыки, наблюдательность.
Пленэр, как форма художественного обучения, является уникальной возможностью для учащихся отделения изобразительного искусства детской школы искусств (ДШИ) погрузиться в атмосферу живой природы и городской среды, а также испытать на себе влияние естественного света и цвета. В условиях пленэра учащиеся получают шанс не только осваивать технику работы на открытом воздухе, но и развивать свои художественные способности в условиях непосредственного контакта с природой. Этот метод обучения способствует раскрытию творческого потенциала и индивидуальности каждого ученика, формированию их уникального стиля и художественного видения.
Основное преимущество пленэра заключается в возможности для учащихся работать с натуры, наблюдая и фиксируя изменяющиеся состояния природы и света. Такие занятия развивают у детей наблюдательность, учат их видеть и передавать тонкие нюансы цвета, фактуры и формы, которые сложно уловить в классе. Пленэрные работы позволяют ученикам понять, как естественное освещение влияет на восприятие объектов, и научиться передавать это на холсте. Например, работая над пейзажем, дети могут изучать, как утренний свет отличается от вечернего, как меняется цветовая гамма в течение дня, что помогает развивать их цветоощущение и композиционные навыки.
Пленэр также играет важную роль в развитии эмоционального восприятия и воображения у учащихся. Пребывание на свежем воздухе, наблюдение за природой, звуки и запахи окружающей среды стимулируют творческое воображение и помогают детям выразить свои чувства и эмоции через живопись. В условиях пленэра учащиеся могут экспериментировать с техниками, цветами и формами, находя новые способы самовыражения и расширяя границы своего художественного мышления. Например, вместо привычных кистей и красок, дети могут использовать нестандартные материалы, такие как палочки, листья или даже песок, что позволяет создавать оригинальные и выразительные работы.
Методика организации пленэра требует от преподавателя не только глубокого понимания учебного процесса, но и способности адаптировать занятия к условиям внешней среды. Важно, чтобы ученики чувствовали себя комфортно и уверенно на пленэре, могли сосредоточиться на своей работе и получить удовольствие от процесса. Преподаватель должен заранее выбрать подходящее место для работы, организовать все необходимое оборудование и материалы, а также проводить индивидуальные консультации и корректировать работу учащихся в процессе выполнения задания.
Примеры успешного использования пленэра в образовательной практике ДШИ показывают, что такие занятия способствуют развитию у учащихся способности к самостоятельному художественному поиску, углублению знаний о природе и культуре, а также формированию их творческой индивидуальности. Многие из выпускников, прошедших через занятия на пленэре, демонстрируют высокий уровень художественного мастерства и оригинальный подход к созданию своих работ, что подтверждает эффективность этого метода.
В заключение можно сказать, что пленэр как форма реализации творческого потенциала учащихся отделения изобразительного искусства ДШИ играет важную роль в их художественном развитии. Он не только помогает детям овладеть техникой работы с натуры, но и способствует развитию их наблюдательности, воображения и эмоционального восприятия. Регулярные занятия на пленэре помогают учащимся раскрыть свою индивидуальность, формировать собственный художественный стиль и углублять понимание природы и окружающего мира, что делает их более уверенными и успешными в своем творческом пути.
Список литературы
1. Киселева, Н. Е. Учебная практика — пленэр — необходимая составляющая в системе художественного образования / Н. Е. Киселева, А. Н. Двухжилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 11 (115). — С. 1603-1606.
2. Тютюнова Ю. М. Пленэр. Наброски, зарисовки, этюды: учебное пособие / Ю. М. Тютюнова.– М., Издательство: Академический проект, 2015. — С. 175.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат